Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы дефектолога

Дата: 29 января 2018 в 16:53, Обновлено 14 апреля 2022 в 12:18

Проблема готовности ребёнка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдаётся уровню речевого развития, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки.

Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребёнка в учебную деятельность.

Показатели психологической незрелости ребёнка, поступающего в школу:

  1. Слабое речевое развитие
  2. Неразвитость тонкой моторики
  3. Неправильное формирование способов учебной работы
  4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти
  5. Низкий уровень развития самоконтроля

Примерные ориентиры речевого развития 6-7 летнего ребёнка:

  • Словарный запас – 4000 слов
  • Ребёнку доступен смысл простых пословиц и поговорок
  • Он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ
  • Без затруднений обобщает и вычленяет предметы
  • Решает простые арифметические задачи
  • Знает много игр, умеет выдумывать сюжет
  • Ориентируется в пространстве и времени

Требования к речи взрослых:

  1. должна быть выразительной, грамотной и эмоциональной
  2. состоять из чётко построенных предложений
  3. должна быть доступной, с паузами для осмысления ребёнком прослушанного
  4. темп речи - спокойный, несколько замедленный
  5. многократное употребление одних и тех же незнакомых ребёнку слов

Упражнения для развития связной речи, обогащения словарного запаса:

  1. Чтение и пересказ книг
  2. Рифмовка слов
  3. Придумать сказку или конец к сказке
  4. Рассказать мультфильм
  5. Составить рассказ по картинке или серии картинок
  6. Рассказать об увиденном, услышанном, пережитом

К моменту поступления в школу ребёнок должен иметь элементарные графические умения. В период подготовки к школе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, т.е. развитию движений пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребёнка.

Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций:

  1. Рисование, штриховка карандашом, раскрашивание картинок;
  2. Лепка из пластилина, глины;
  3. Нанизывание бусинок на нитку;
  4. Пальцевой театр;
  5. Перекатывание в одной руке 2-х шариков;
  6. Продевание шнурка через дырочки;
  7. Игра с конструктором;
  8. Складывание мозаики;
  9. Работа с бумагой и ножницами.

         Несколько простых советов

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.


1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.