ГУ «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Эффективное общение
Каждый день человек испытывает потребность в общении дома, на учебе, на работе, при контакте с незнакомыми людьми. И практически всегда существует заинтересованность в получении необходимого результата от взаимодействия с окружающими.
Именно поэтому человеку необходимо уметь правильно общаться, уметь слушать, предлагать, убеждать и излагать свои мысли. Эффективное общение дает возможность находить нужные связи и мотивировать к действию.
Рассмотрим основные составляющие эффективной коммуникации.
В общении важно проявлять заботу и уважение как к себе, так и к собеседнику – это основа успешного общения.
Нужно научиться принимать себя и другого человека таким, какой он есть. В этом случае можно не бояться оставаться самим собой и не подстраиваться под мнение другого. Каждый имеет право на свою точку зрения. Если вы слишком эмоциональны, то не поддерживайте разговоры о политике, религии или других идеологических темах.
Держите дистанцию, в зависимости от того, насколько вы знакомы с человеком. Не нарушайте ни свое, ни чужое личное пространство.
Будьте хорошим слушателем. Прежде, чем высказать или навязать свое мнение, лучше услышать мнение собеседника на определенную тему. Это поможет не только расположить его к себе, но и заранее предвидеть реакцию на ту или иную тему.
Проявляйте искренний интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы. В этом случае он выскажет максимум информации о себе. Так вы вызовете к себе доверие и сможете перенаправить разговор в нужное вам русло.
Не увлекайтесь критикой. Больше говорите о том, что согласны с собеседником, но в некоторых нюансах думайте немного иначе. Высказывайтесь мягко и не заостряйте внимание на недостатках человека. Задавайте вопросы так, чтобы собеседник отвечал на них утвердительно. Так вы добьетесь согласия в ходе дальнейшего разговора.
Никогда не спорьте. Выслушайте чужое мнение и проявите уважение. Возможно, вы что-то действительно не учли или упустили из виду. В споре никогда нет победителей. Каждый остается при своем мнении, но услышать противоположное мнение стоит.
Если вы хотите, чтобы человек что-то сделал, то нужно заставить его захотеть этого. Пробудите в человеке интерес и желание достичь того, что вам нужно.
Не пытайтесь доносить свою идею до конца. Ненавязчиво скажите о своей идее, а ваш собеседник пусть сам загорится ею и развивает эту идею. Пусть думает, что она принадлежит ему. Тогда он самоотверженно будет хотеть воплотить ее в жизнь.
Слушая проблему человека, поставьте себя на его место. Это поможет быстрее понять и вникнуть в ее суть.
Никогда не отдавайте приказы, это ущемляет самолюбие. Лучше задавайте вопросы собеседнику, и пусть он сам принимает решение, как справиться с той или иной задачей. Это развивает творческое мышление, а вас избавляет от обиды со стороны подчиненных.
Говорите человеку, как он ценен и важен. Самолюбие и чувство значимости – это отличные стимулы в работе.
Чтобы привлечь внимание к своим идеям, подавайте их ярко и наглядно. К примеру, как в рекламе. Скучная подача с графиками и цифрами оставит всех равнодушными, а яркое представление привлечет внимание к вашей идее.
Навыки эффективного общения помогут стать вам более успешными и влиятельными в сфере коммуникации, избегать конфликтов и споров, а также обрести уверенность в своих словах и действиях.
Подготовил: психолог отдела
общественного здоровья Т.В. Андрушкевич
август 2021г.