1. Анализ эффективности целеполагания и планирования (программирования) воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации?
какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в кружках, секциях и других объединениях?
особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.
3. Анализ развития коллектива класса:
социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;
особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; особенности общения в классном коллективе;
степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).
4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах;
участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов, обществ и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
5. Анализ развития учащихся класса:
уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние);
степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности;
уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге -развитие культуры жизненного самоопределения);
наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
изменения состава класса, происшедшие в течение года;
индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними;
задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз о дальнейшей социализации этих учеников).
6. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя:
что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?
какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?
какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
8. Выводы:
об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
9. Приложение.
В приложении можно поместить:
результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива;
другие аналитические материалы.