• Нельзя унижать ребенка, придумывать ему клички, прозвища, зло высмеивать, иронизировать, акцентировать внимание на ошибках, просчетах, неудачах.
• Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровым наказанием.
• Нельзя злоупотреблять нравоучениями: во-первых, дети с трудом воспринимают фразы, состоящие более чем из восьми слов, а во-вторых, короткие указания обладают конкретным эффектом.
• Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребенок живет настоящим, а обещание – это будущее, легко пообещать – выполнить трудно.
• Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти и самостоятельность, ибо каждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.
• Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы принять требуемое, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно, найти лучший вариант.
• Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту и возможностям ребенка: поэтому надо знать, изучать своего ребенка, а он меняется.
• Нельзя лишать ребенка права оставаться ребенком: пусть будет в нем все то, что свойственно ребенку; помните, что образцовый ребенок – это несчастный ребенок, он не может быть самим собой.
• Нельзя приклеивать ребенку ярлыки: «Он у меня застенчивый», «Он у меня трусливый» и т.д.
• Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми: такого, как ваш, ни у кого нет.
• Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
• Нельзя говорить плохо о ребенке в присутствии других людей: щадите самолюбие ребенка; лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.
• Нельзя бесцеремонно проникать в уголки личной жизни ребенка: он имеет право на свой интимный мир; ведите себя так, чтобы он сам приоткрыл часть его.
• Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребенка возникает злость на весь мир.