Психологические рекомендации для учителей и родителей при общении с детьми
- Демонстрируйте мягкое, тактичное, чуткое отношение к детям.
- Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
- Избегайте подчёркивания его промахов.
- Демонстрируйте любовь и уважение к ребёнку.
- Позволяйте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Принимайте индивидуальность ребёнка.
- Внушайте ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
- Применяйте преимущественно позитивное оценочное воздействие: похвала, одобрение.
- Избегайте публичной критики.
- Предъявляйте разумные требования, ожидания. Будьте последовательными.
- Проявляйте постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём.
- Умейте признавать свои ошибки.
- Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.
- Поддерживайте своего ребёнка.
Что не надо делать родителям и педагогам?
- Нельзя унижать ребёнка.
- Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.
- Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее.
- Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность.
- Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.
- Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка.
- Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
- Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
- Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей.
- Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. -Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Рекомендации классным руководителям по работе с «отверженными» детьми
- Покажите, что вы ему доверяете.
- Хвалите за каждое выполненное дело.
- Успехи ребенка обсуждайте со всем классом.
- Ставьте в ситуацию успеха.
- Давайте «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.
- Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание, отметить успех.
- Единство требований семьи и школы.
- Учет индивидуальных особенностей!!!
- Наказывать за проступок, объяснять причину.
- Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.
- Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.
- Отмечать хорошие поступки
- «Разумная» требовательность.
- Проявляйте терпение и выдержку.
- Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.
- Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок.
- Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Рекомендации учителям как вести себя с агрессивными,
замкнутыми, уатичными, гиперактивными, тревожними.... детьми
Как вести себя с агрессивным ребёнком?
- Запрет, а тем более лишь усугубят проблему.
- Санкция должна соответствовать поступку.
- Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
- Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
- наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
- Используйте удивление для реагирования агрессию.
- попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
- Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
- Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
- Дайте понять ребёнку, что он любим.
Как вести себя с конфликтным ребёнком?
- Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
- Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
- Иногда не надо вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
- Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
- Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
Как вести себя с тревожным ребёнком?
- Выясните причину тревожности.
- Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
- Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
- Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Как вести себя с застенчивым ребёнком?
- Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
- Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
- Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
- Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
- Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
- Старайтесь повысить уровень самооценки. Учите его уважать себя.
- Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
- Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми близкими ребёнку.
- Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где ребёнок мог стать объектом насмешек.
Как вести себя с упрямым ребёнком?
- Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
- Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
- Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
Как вести себя с аутичным ребёнком?
- Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.
- Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
- Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
- Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
- Заинтересуйте ролевыми играми.
- Учите замене монологов диалогами.
- Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх.
- Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают.
- В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.
- Дозируйте всё новое в разумных пределах.
- Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.
Как вести себя с нервным ребёнком?
- Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
- Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
- Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
- Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
- Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
- Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
- Чаще поощрять, в том числе, за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
Как вести себя с гиперактивным ребёнком?
- Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
- Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
- Главное лекарство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
- Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
- Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
- Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
- Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
Если ребёнок «устраивает сцены»?
- Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов.
- Не утешайте ребёнка запретными вещами.
- Умейте переключить внимание ребёнка.
- То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
- Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
- Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием.
- Требования должны быть эмоционально привлекательными.
- Чаще говорите «можно».
Как вести себя с невнимательным ребёнком?
- Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он его мог завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Как вести себя с инертным ребёнком?
- Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
- Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
- Их нельзя спрашивать в начале урока.
- От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
- Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
13.10.2015 Как избежать ненужных конфликтов
Советы для учителей и не только...
- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;Существует ряд правил:
- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
Газета "Школьный психолог", приложение к газете "1 Сентября"
Стиль педагогического общения
Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»
2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.
4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.
5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.
Газета "Школьный психолог", приложение к газете "1 Сентября"