Что делать и как помочь ребенку,
находящемуся в кризисной ситуации?
Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле ребёнок всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, ребёнок и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на ребёнка, его состояние и поведение, в том числе и в школе.
Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Учитель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении школьника и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что ребёнок находится в кризисном состоянии. Заинтересованность учителя и готовность поддержать могут стать опорой для ученика в трудной жизненной ситуации.
Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией ученика, учителю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности учителя никакого отношения. Таким образом ребёнок стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем тревоги.
Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость, противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.
Безусловно, учителю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда, когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации учителю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать школьнику возможность «выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень напряжения. Ребёнок, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть или разозлить учителя, своим поведением он пытается справиться с психологическими трудностями.
Что в кризисной ситуации важно знать учителю и школьному психологу, к чему быть готовым, чтобы помочь ребенку?
Могут наблюдаться следующие реакции.
Физические: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли; необычные жалобы; обострение хронических заболеваний; психосоматика.
Поведенческие: поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).
Когнитивные: трудности концентрации и переключения, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется); снижение академической успеваемости.
Личностные: изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей - физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым.
Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло. Злость.
Следует учитывать:
• то, как обычно ведет себя ребенок;
• культурно-этнические особенности реагирования;
• наличие предшествующего травматического опыта;
• индивидуальные и возрастные особенности.
Действия школьного психолога/учителя
• Одно из самых важных - справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева. Без этого учитель вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям.
• Поддержка. Восстановление чувства безопасности и доверия. Помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладания. Мир для него никогда не будет тем же, но и новый мир может стать безопасным и уютным, иметь будущее.
• Помочь родителям ребенка. Нередко во время таких трагедий школьный психолог становится психологом для всего сообщества, оказывая помощь населению.
• Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не бояться пауз. Иногда важно просто быть рядом.
• Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас человек чувствует совсем другое.
• Выявить детей группы риска, при необходимости направить к специалисту.
Основные методы, которые может использовать психолог/учитель, - разговорные, рисуночные, игровые.
• Дать возможность ребенку высказываться, но не принуждать, не торопиться и не торопить, не бояться пауз. Дать понять, что ожидается и чего можно ожидать. Спросить, где он был во время трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел, чувствовал (по всем модальностям) в этот момент. Что делал, как реагировал, что испытывал? Что они думают, ощущают в отношении того, что произошло?
• В случаях, когда ребенку трудно или невозможно говорить о происшедшем, нужно использовать рисуночные или игровые методы. В том числе - подвижные игры или релаксацию для снятия напряжения.
• Иногда разговорные методы плохо работают: это может быть связано с влиянием культуры, в которой не принято открыто обсуждать переживания; некоторым детям не хочется открыто обсуждать свои чувства. В этом случае можно использовать рисуночные методы:
- вместе с детьми нарисовать или написать книгу, посвятить ее погибшим товарищам;
- выпустить газету с рисунками (повесить ее в классе, дать возможность вносить изменения; обращать на нее внимание гостей, фотографировать);
- рисовать разные аспекты случившегося;
- изготовить коллаж на основе рассказа детей о трагедии. Можно использовать вырезки из журналов (это более безопасно), а потом дорисовывать то, чего не хватает. Не забудьте сказать, что цель работы - не нарисовать красивую картинку, а выразить то, что происходит в душе.
Первая помощь в кризисной ситуации
- Помните, для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось
- Осторожно установите телесный контакт с ребенком. Возьмите его за руку или похлопайте по плечу.
- Займите положение на том же уровне, что и ребенок. Не поворачивайтесь к ребенку спиной.
- Не прикасайтесь к голове или иным частям тела.
- Успокойте ребенка.
- Дайте ребенку выговориться. Отвечая на его вопросы, сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы
- Скажите ребенку, что вы останетесь с ним. В случае расставания найдите себе замену.
- Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
- Будьте готовы вообще не говорить. Ребенку может быть достаточно того, что вы рядом.
Как говорить с учеником в кризисном состоянии?
Начиная разговор с учеником, учителю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребёнок не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные, вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Учитель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить ученика к дальнейшему обсуждению. Беседа с ребенком должна строиться на основе следующих рекомендаций:
- Организуйте пространство для разговора. Найдите возможность и место для того, чтобы пообщаться с ребёнком один на один так, чтобы вас никто не слышал, не отвлекал и не прерывал. Будет лучше, если во время разговора между вами не будет стола. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не напоминала урок.
Ребёнок: — Я сделал что-то ужасное! Меня не простят.
Учитель: —А о чём ты думал, когда делал? Вот результат.
Учитель: -Конечно, я бы тоже такое не простил (простила).
Учитель: — Давай попробуем обсудить то, что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.
- Наладьте контакт. Выберите подходящее время для того, чтобы предложить ребёнку поговорить. Приглашать ребёнка надо лично, в тот момент, когда рядом нет других учеников или учителей. Дайте ученику понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может отказаться.
Ребёнок: — Меня никто не понимает! И вы не поймёте!
Учитель: -Ещё как понимаю, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.
Учитель: А кто вас, современных детей, вообще понимает?
Учитель: — Расскажи мне о том, что я сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.
- Подготовьтесь к беседе. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас не отвлекали и не занимали другие дела. Ребёнок должен чувствовать, что вы заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё внимание.
- Слушайте. Сосредоточьтесь на том, что рассказывает ученик, дайте ему возможность выговориться, не перебивайте. Внимательно следите за рассказом ребёнка, не нужно параллельно вести какие-либо записи. Иногда ребёнку достаточно только того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.
Ребёнок: — Мне очень плохо, думаю, я ни на что не способен!
Учитель: -Тебе нельзя так говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.
Учитель: Перестань уже хныкать и займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.
Учитель: — Иногда каждый человек чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно разобраться прежде всего.
- Откажитесь от советов. Сейчас ваша задача – дать возможность ребёнку открыться и выговориться, поделиться своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не повышайте голос и не ругайте ребёнка за его поступки. Постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и правил.
Ребёнок: — Ненавижу учёбу! Как же мне надоели эти учителя и родители!
Учитель: <del>— Ка</del>к ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для тебя.
Учитель: — Ты должен радоваться, что у тебя есть возможность учиться.
Учитель: — Что ты обычно делаешь, когда это чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить? Что сейчас с тобой происходит?
- Покажите, что вы знаете о проблеме. Далеко не всегда ребёнок будет готов рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает какие-то трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на обращение к школьному психологу.
Ребёнок: — Без меня всем было бы только лучше!
Учитель: <del>— Та</del>к нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.
Учитель: — Не говори ерунды.
Учитель: — Кому именно от этого станет лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.
Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь ребёнку в кризисной ситуации. После беседы учитель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.
<sup>*</sup>В тексте статьи зачёркнуты варианты ответов, которые не рекомендуется использовать в разговоре с ребёнком, который находится в кризисном состоянии.
Педагог-психолог
ГУО «Чашникский районный
социально-педагогический центр»
М.В.Бурдыко