Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий ..." Продолжение

Дата: 23 августа 2023 в 11:57, Обновлено 19 августа в 13:02

7.2. Профильное обучение

На III ступени общего среднего образования актуально функционирование профильных классов (групп) профессиональной направленности, в которых содержание профильных учебных предметов, факультативных занятий связано с определенным видом профессиональной деятельности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2024 г. 197 установлен перечень профессий, на которые выпускники классов (групп) педагогической, аграрной, военно-патриотической, спортивно-педагогической, инженерной направленности могут поступать без вступительных испытаний.

Акцентируем внимание, что законодательством определены порядок приема в профильные классы (группы) профессиональной направленности и особенности их функционирования.

Пунктом 36 Положения об УОСО установлено, что на III ступени общего среднего образования могут функционировать профильные классы (группы) профессиональной направленности. В профильных классах (группах) профессиональной направленности организуется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне и проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, спортивно-педагогической, сельскохозяйственной, военной-патриотической, иной).

Прием в профильные классы (группы) профессиональной направленности регламентируется Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 269.

Таким образом, профильные классы (группы) профессиональной направленности функционируют на III ступени общего среднего образования, прием в данные классы (группы) осуществляется по конкурсу, учащиеся изучают отдельные учебные предметы на повышенном уровне и осваивают учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности, разработанную профильным министерством (ведомством) и утвержденную в установленном порядке Министерством образования.

Учебные программы факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности.

Обращаем внимание, что в учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности, которые реализуются в профильных классах (группах) профессиональной направленности, к 1 сентября 2024 г. будут внесены изменения.

В соответствии с Кодексом об образовании (пункт 4 статьи 163) учреждение образования ежегодно на основании типового учебного плана соответствующего вида разрабатывает учебный план, который утверждается руководителем по согласованию с учредителем. Учебный план учреждения образования (пояснительная записка) должен содержать информацию о функционировании профильных классов (групп) профессиональной направленности.

7.3. Профессиональная подготовка

Информируем, что организация образовательного процесса в XXI базовых классах при обучении по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в 2024/2025 учебном году регулируется приказом Министра образования Республики Беларусь от 25 апреля 2024 г. № 176 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI)–XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования».

Комплексную методическую поддержку всем участникам образовательного процесса при обучении учащихся XXI базовых классов по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (http://ripo.by/ Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

8. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

8.1. Разработка учебных планов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования, разрабатывают учебный план на 2024/2025 учебный год на основе типовых учебных планов для всех видов учреждений общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі».

УОСО, в которых созданы вечерние классы, при разработке учебного плана на 2024/2025 учебный год для вечерних классов используют часть типового учебного плана, касающуюся вечерних классов, с учетом формы получения образования и особенностей образовательного процесса в вечерних классах, организации сессий.

УОСО, организующие образовательный процесс на дому, в организациях здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, для учащихся в период участия их в спортивных мероприятиях вне места нахождения учреждений образования, в которых они обучаются, для учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, при разработке соответствующего учебного плана используют типовой учебный план средней школы.

Университеты, реализующие образовательную программу среднего образования, при разработке учебного плана используют типовой учебный план лицея.

Акцентируем внимание на принятый типовой учебный план лицея, обеспечивающий варианты реализации образовательной программы среднего образования на основе дифференциации ее содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся лицеев.

Информируем, что рекомендуемое распределение учебных часов по темам для изучения содержания учебных предметов на базовом и повышенном уровнях в лицеях, а также количество контрольных работ в письменной форме изложены в приложениях 2–6, 8–14, 20 и 21 к данному письму.

8.2. Учебные программы по учебным предметам при реализации образовательных программ общего среднего образования

При реализации образовательных программ общего среднего образования используются:

учебные программы по учебным предметам, модулям, утвержденные Министерством образования в 2023 и 2024 годах;

учебные программы по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, утвержденные Министерством культуры в 2023 и 2024 годах.

Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса, в том числе по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы; Учебные программы по учебным предметам для гимназий – колледжей искусств, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

8.3. Учебные издания

Перечни учебников, учебных пособий, используемых в образовательном процессе в 2024/ 2025 учебном году, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.

Рекомендации по работе с учебниками, учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. IIV классы; Учебные предметы. VXI классы.

С целью реализации воспитательного потенциала учебных предметов, формирования у учащихся личностных и метапредметных компетенций рекомендуется использовать в образовательном процессе пособия серий «Учимся учиться», «Учимся мыслить и действовать», содержащие дидактические и диагностические материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей. Данные пособия разработаны на основе компетентностного подхода, имеют практико-ориентированную направленность и нацелены на воспитание активной гражданской и жизненной позиции учащихся. Пособия серий «Учимся учиться», «Учимся мыслить и действовать» разработаны в соответствии с действующими учебными программами с учетом актуальных требований к результатам учебной деятельности учащихся.

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся, которые не являются обязательными. Содержания учебников (учебных пособий) достаточно для полного усвоения учебных программ. Решение о целесообразности использования дополнительных изданий для учащихся принимается учителем-предметником с учетом запросов учащихся, а также их готовности использовать дополнительные издания на уроке или при выполнении домашнего задания.

Обращаем особое внимание, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для учащихся I класса. Учитель не вправе требовать от учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся приобретения рабочих тетрадей на печатной основе.

8.4. Учебные программы факультативных занятий

Напоминаем, что факультативные занятия проводятся с использованием учебных программ, разработанных и утвержденных в соответствии с требованиями, определенными в пунктах 9 и 11 статьи 163 Кодекса об образовании.

Рекомендуем также использовать в образовательном процессе учебные программы факультативных занятий, содержание которых направлено на изучение исторических, географических, социально-экономических, культурных особенностей регионов Республики Беларусь.

Информируем, что дополнительно к отдельным учебным программам факультативных занятий изданы пособия для учащихся и учителей; пособия для учителей; пособия для учащихся, которые используются в образовательном процессе при проведении факультативных занятий в комплексе (далее – компоненты учебно-методического комплекса (УМК) для факультативных занятий).

Компоненты отдельных УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. IIV классы; Учебные предметы. VXI классы.

8.5Учебно-методическая документация

В 2024/2025 учебном году в образовательном процессе используется учебно-методическая документация (методические указания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма, иные документы), размещенная на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование.

8.6. Требования к проведению контрольных работ

Обращаем внимание на следующие требования к проведению контрольных работ, установленные в части второй пункта 67 ССЭТ.

Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем (заместителем руководителя) УОСО, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.

Запрещается проведение контрольных работ:

на последнем учебном часе дня;

в последний день учебной недели (пятницу) в IIV классах;

после третьего учебного часа в последний день учебной недели в VXI классах.

8.7. Дополнительные ресурсы

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс http://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на национальном образовательном портале в разделе «Электронные образовательные ресурсы»: https://adu.by/ Главная / Электронные образовательные ресурсы.

9 Обеспечение национальным образовательным порталом (https://adu.by) комплексной информационно-правовой поддержки участникам образовательного процесса

Рекомендуем использовать материалы следующих разделов национального образовательного портала:

«Образовательный процесс» (размещены образовательные стандарты общего среднего образования; типовые учебные планы общего среднего образования; учебные программы по учебным предметам; учебные программы факультативных занятий; перечни учебных изданий для учащихся и учителей; учебно-методическая документация; иные актуальные материалы): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год;

«Профильное обучение» (размещены учебно-методические материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне в XXI классах): http://profil.adu.by;

«Олимпиады, турниры, конкурсы» (организационное сопровождение дистанционных мероприятий: олимпиад, республиканских конкурсов и иных республиканских образовательных мероприятий): http://olimp.adu.by;

«Обсуждаем учебные программы, учебные пособия» (размещены результаты анкетирования по вопросам качества новых учебных пособий, предоставлена возможность задать вопрос авторам учебных пособий и специалистам, а также оставить конкретные предложения по совершенствованию содержания учебных предметов, определенного в учебных программах): https://adu.by/ Главная / Обсуждаем учебные программы, учебные пособия;

«Республиканский мониторинг качества образования» (представлены инструктивно-методические и диагностические материалы для организации и проведения мониторинговых исследований качества образования, результаты проведенных мониторинговых исследований, рекомендации по повышению качества образования): https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Республиканский мониторинг качества образования;

«Итоговые и вступительные испытания» (размещены нормативные правовые документы, экзаменационные билеты, методические материалы для подготовки и проведения итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе в порядке экстерната, вступительных испытаний в учреждения образования для получения общего и специального высшего образования и (или) среднего специального образования): https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания;

Модуль «Великая Отечественная война» (размещены комментарии к изучению модуля «Великая Отечественная война», календарно-тематическое планирование, учебные программы факультативных занятий и дополнительные материалы): https://adu.by/ Главная / Модуль «Великая Отечественная война»;

«Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования» (размещены нормативные правовые акты, программно-планирующая документация, инструктивно-методические материалы, учебно-методическая литература): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования;

«Дополнительное образование детей и молодежи» (размещены нормативные правовые документы и инструктивно-методические материалы в сфере дополнительного образования детей и молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, учебно-методическая литература): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Дополнительное образование детей и молодежи;

«Правовая культура участников образовательного процесса» (размещены нормативные правовые документы, а также электронный контент, направленный на оказание правовой поддержки участникам образовательного процесса. Контент ориентирован на помощь в решении вопросов, возникающих в затруднительных жизненных ситуациях. Освещаются наиболее актуальные вопросы в сфере защиты социальных прав граждан, профилактики правонарушений и преступлений): https://adu.by/ Информация для педагогов / Правовая культура участников образовательного процесса.

Интернет-ресурсы, на которых размещена правовая информация

Название ресурса

Ссылка

Содержание правовой тематики

Национальный правовой Интернет-портал

https://pravo.by/

Является основным государственным информационным ресурсом глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

https://ncpi.gov.by/

Обеспечивает доступ к информационно-правовой системе «Эталон-online». Представлены информация о сборнике «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и аннотации к статьям в журнале «Право.by»

Информационно-поисковая система

https://etalonline.by/

Включает 18 тематических баз данных по отраслям права. Информация предназначена для использования специалистами различных сфер деятельности. Юридические термины представлены в структурированном виде с отражением ассоциативных связей и сопровождаются нормативными определениями

Детский правовой сайт

https://mir.pravo.by/

Создан для детей и подростков, поможет получить юридические знания, ответит на «взрослые» вопросы, даст совет в сложных ситуациях

Правовой форум Беларуси

https://forumpravo.by/

Предоставляет посетителям возможность интерактивного общения по правовым вопросам

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

https://mchs.gov.by/

Содержит актуальную информацию по вопросам организации и осуществления деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Министерство внутренних дел Республики Беларусь

https://mvd.gov.by/ru

Содержит актуальную информацию по вопросам организации и осуществления деятельности в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности

Виртуальный центр правовой информации Национальной   библиотеки Беларуси

https://vcpi.nlb.by/

Представляет собой онлайн-службу Национальной библиотеки Беларуси, задачей которой является предоставление справок и библиографических консультаций пользователям интернета по выполнению запросов правовой тематики

Обращаем внимание, что на национальном образовательном портале функционирует раздел «Организация воспитания» (https://vospitanie.adu.by) , в котором размещены нормативные правовые акты и программно-планирующая документация воспитания, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания, статьи по теории и практике воспитания, учебно-методическая литература по воспитанию, учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности. Ресурс включает подразделы:

«Школа Активного Гражданина» (материалы для организации и проведения мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «ШАГ»): https://vospitanie.adu.by/ Школа Активного Гражданина;

«Актуальные практики и технологии воспитания» (материалы по эффективной практике патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях в учреждениях образования; проекты победителей Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые прошли процедуру экспертизы и могут использоваться в образовательном процессе учреждений общего среднего образования Республики Беларусь): https://vospitanie.adu.by/ Актуальные практики и технологии воспитания;

«Руководителю по военно-патриотическому воспитанию» (каталог ресурсов и материалов для руководителя по военно-патриотическому воспитанию): https://vospitanie.adu.by/ Руководителю по военно-патриотическому воспитанию;

«Родительский университет» (методическая документация по реализации проекта, информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями обучающихся): https://vospitanie.adu.by/ Родительский университет;

«Педагогу-организатору» (нормативные правовые документы по организации работы педагога-организатора, информационно-методические материалы по педагогическому сопровождению деятельности ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и иное): https://vospitanie.adu.by/ Педагогу-организатору;

«Выставки. Семинары» (электронные каталоги материалов, представленных на республиканских выставках научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи): https://vospitanie.adu.by/ Выставки. Семинары;

«Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся» (информационно-методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний): https://vospitanie.adu.by/ Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся, иное.

На национальном образовательном портале (https://adu.by) в разделе «Электронные образовательные ресурсы» (https://e-vedy.adu.by) размещены электронные образовательные ресурсы для системы общего среднего и специального образования, доступные для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.

В разделе портала «Электронная библиотека» размещены:

электронные версии учебных пособий для учреждений общего среднего образования и для учреждений специального образования, допущенных Министерством образования к использованию в образовательном процессе в 2024/2025 учебном году (https://e-padruchnik.adu.by, https://e-padruchnik-asabliva.adu.by);

электронные приложения к учебным пособиям по иностранным языкам (https://lingvo.adu.by); по информатике (https://informatika6.adu.by; https://informatika7.adu.by; https://informatika8.adu.by);

электронный образовательный ресурс «Биология. 8 класс» (https://biologia8.adu.by);

электронное средство обучения «Политическая карта мира» (https://maps.adu.by);

электронный учебник-навигатор «Органическая химия. 10 класс» (https://adu.by/ru/homeru/news/dnevnik-abiturienta/elektronnyj-uchebnik-navigator-organicheskaya-khimiya-10-klass?format=html);

электронные учебные издания (https://adu.by/ru/homeru/elektronnaya-biblioteka/elektronnye-uchebnye-izdaniya?format=html).

Обращаем внимание на раздел национального образовательного портала «Спрашивали – отвечаем» (здесь можно задать вопрос и получить оперативно ответ специалиста): https://adu.by/ Главная / Спрашивали – отвечаем.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, КЛАССНОГО ЖУРНАЛА, ДНЕВНИКА УЧАЩЕГОСЯ

Напоминаем, что должностными обязанностями учителя, определенными в выпуске 28 Единого квалификационного справочника   должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 24 февраля 2022 г. № 13), предусмотрено осуществление планирования по учебному предмету и ведение установленной плановой и учетно-отчетной документации.

Согласно пункту 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» учитель обязан вести календарно-тематическое планирование, поурочное планирование, классный журнал, дневники учащихся.

Планирование по учебному предмету включает в себя календарно-тематическое планирование (на учебный год), поурочное планирование (на каждое учебное занятие). Планирование по учебному предмету оформляется учителем по своему усмотрению на электронном или бумажном носителе (в печатном или рукописном виде).

10. Планирование по учебному предмету

Учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование (далее  КТП) с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по соответствующему учебному предмету. Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года.

Структурными элементами поурочного планирования могут быть: тема урока; тип урока; организационная форма проведения урока; цели и задачи урока; оборудование, используемое на уроке; описание деятельности учителя и основных учебных действий учащихся; домашнее задание.

При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на задачи изучения учебного предмета (образовательные, развивающие, воспитательные) и основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, установленные в учебной программе.

В поурочном планировании необходимо учитывать, что домашнее задание является разновидностью самостоятельной учебной деятельности учащегося. Определяя содержание, объем, форму выполнения домашнего задания, учитель должен учитывать время на выполнение домашнего задания по всем учебным предметам: для учащихся II класса оно должно составлять не более 1,2 часа; IIIIV классов – 1,5 часа; VVI классов – 2 часов; VIIVIII классов – 2,5 часов; IXXI классовне более 3 часов.

С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за объемом домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения. Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

Домашние задания не задаются после контрольной работы (основание – абзац третий части третьей пункта 56 Положения об УОСО).

11. Ведение классных журналов, дневников учащихся

В УОСО используются:

классные журналы для I–IV (V) и V (VI)XI (XII) классов, типовая форма, порядок ведения которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2023 г. № 28 «Аб тыпавых формах класнага журнала»;

дневники учащегося III–IV и V–ХІ классов на русском и белорусском языках, типовая форма, порядок ведения которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 «О типовых формах дневника учащегося» (в редакции постановлений Министерства образования от 16 мая 2023 г. № 157; 29 сентября 2023 г. № 314).

Обращаем внимание, что использование в УОСО электронных дневников не отменяет ведение дневников учащихся на бумажной основе. Ведение бумажных дневников является обязательным.

В случае принятия учителем начальных классов решения о введении во II классе дневников в целях записи домашнего задания, отработки навыков аккуратного его заполнения считаем возможным использовать дневник, типовая форма которого утверждена для учащихся III–IV классов.

12. Организация образовательных мероприятий

Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися

В 2024/2025 учебном году традиционно будут проводиться:

республиканская олимпиада по учебным предметам;

республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам;

республиканские турниры юных математиков и юных физиков;

олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»;

республиканские дистанционные мероприятия на интернет-ресурсе по сопровождению олимпиад, турниров и конкурсов (http://olimp.adu.by) и иные мероприятия.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.