Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

«Об организации в 2025/2026 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий ..." Продолжение

Дата: 23 августа 2023 в 11:57, Обновлено 12 августа в 08:26

АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

7. Реализация воспитательного потенциала учебных предметов.

Обращаем внимание, что Директивой Президента Республики Беларусь от 09.04.2025 № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» утверждены основы идеологии белорусского государства. Образование определено одной из приоритетных сфер, в которых идеологическая работа находится под особым контролем государства.

Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов должна быть направлена на решение основных задач идеологической работы, среди которых – пропаганда достижений Республики Беларусь, воспитание патриотизма, готовности защищать интересы государства, его конституционный строй и территориальную целостность; стимулирование активного участия в сохранении исторической памяти и национальных ценностей; повышение правовой, политической, личной культуры и социальной ответственности; воспитание морально-психологических качеств, мотивирующих на решение задач успешного развития страны.

При формулировании воспитательных задач учебного занятия следует ориентироваться на личностные образовательные результаты, отраженные в образовательных стандартах и учебных программах по учебному предмету. Обращаем внимание, что реализация воспитательного потенциала учебного предмета должна осуществляться на каждом учебном занятии и находить отражение в содержании учебного материала (заданиях, задачах, примерах, иллюстрационном и ином материале). Так, следует находить возможности для включения в образовательный процесс по учебному предмету национального компонента и исторического контента: культурно-исторических справок, информации, демонстрирующих вклад белорусских ученых, деятелей искусства, культуры, спорта и др. в развитие нашей страны и мировой цивилизации; фактов о белорусской экономике, социальной сфере, науке и культуре, подчеркивающих достижения страны и ее потенциал.

Для воспитания гармоничной личности необходимо активизировать эмоциональную сферу обучающихся. Использование артефактов культурного наследия, художественных произведений, ярких образов вызывает эстетический отклик, учит сопереживать, способствует обогащению духовного мира, формирует у обучающихся стремление к созиданию и гордость за Родину. Вдохновляющие истории успеха и мужества, стойкости и преданности, любви и доброты, воплощенные в художественных произведениях, формируют стремление к созидательному участию в жизни страны и воплощению собственных творческих идей.

Учитывая большой воспитательный потенциал экскурсий, значительное количество экскурсионных объектов и туристических маршрутов местного значения, необходимо продолжить работу в этом направлении. При выборе маршрута целесообразно использовать Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных, факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам, размещенный на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.

Ключевым направлением воспитательной работы на учебных занятиях остается сохранение исторической памяти, обращение к теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период с целью формирования у учащихся глубокого понимания масштаба трагедии и недопустимости повторения подобного в будущем.

В 2025/2026 учебном году для эффективной реализации воспитательного потенциала урока, формирования у обучающихся ценностного отношения к истории и культуре Беларуси, чувства гражданской ответственности и готовности к созидательной деятельности на благо страны рекомендуется переосмыслить традиционные подходы и активно использовать разнообразные технологии, методы, цифровые инструменты.

Так, организация проектной деятельности, в том числе с применением VR/AR (виртуальная и дополненная реальность), цифровых архивов, искусственного интеллекта, элементов геймификации, направленной на создание/разработку виртуальных экскурсий, интерактивных карт, образовательного контента (собственные видеоролики, подкасты), презентаций и иных продуктов проектной деятельности, посвященных важным историческим событиям, культурным явлениям и социальным вопросам, достижениям науки в различных областях, будет способствовать воспитанию творческой, активной, деятельностной личности.

Дискуссионные площадки, круглые столы, дебаты на актуальные темы, связанные с изучением истории своего региона, биографий выдающихся земляков, вопросов экологии и благоустройства, позволят обучающимся развивать навыки сотрудничества, критического мышления, умения аргументировать свою точку зрения и уважать чужое мнение, формировать качества гражданина и патриота.

Использование игровых технологий (квесты, викторины, ролевые игры) будет способствовать формированию командного духа, чувства коллективной ответственности; технология развития критического мышления позволит научить обучающихся анализировать информацию, выявлять противоречия, формулировать собственное мнение, аргументировать его на основе фактов, противостоять непроверенной информации и фейкам.

Обращаем внимание, что педагогический работник, являющийся примером гражданской ответственности, патриотизма и любви к своей стране, своим личным отношением к истории и культуре Беларуси, активным участием в жизни общества, профессионализмом и преданностью своему делу воспитывает обучающихся, в первую очередь, личным примером.

8. О проведении национального исследования качества образования

С 2023 года в Беларуси проводится национальное исследование качества образования (далее – НИКО), направленное на диагностику сформированности функциональной грамотности учащихся. В ноябре–декабре 2025 года планируется проведение репетиционного НИКО, основной целью которого является подготовка учащихся к масштабному исследованию в 2026 году.

Информация (научно-методические публикации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности, памятки для учащихся и родителей, тренировочные задания НИКО и иное) размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Национальное исследование качества образования. Выполнить тренировочные задания можно на платформе https://niko.unibel.by.

Информируем, что особенности формирования и развития функциональной грамотности учащихся при изучении содержания учебных предметов, рекомендуемые методы обучения и воспитания изложены в приложениях 1–22 к данному письму.

Подготовлена серия учебно-методических комплексов (УМК) факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся посредством организации проектной деятельности при изучении учебных предметов гуманитарного, историко-обществоведческого и социокультурного, математического и естественно-научного образования. Учебно-методические комплексы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. IIIIV классы / Учебно-методические комплексы факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся; Учебные предметы. V–XI классы / Учебно-методические комплексы факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

9. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

9.1. Разработка учебных планов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования. Учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования, разрабатывают учебный план на 2025/2026 учебный год на основе типовых учебных планов для всех видов учреждений общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.04.2025 № 75 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі».

УОСО, в которых созданы вечерние классы, при разработке учебного плана на 2025/2026 учебный год для вечерних классов используют часть типового учебного плана, касающуюся вечерних классов, с учетом формы получения образования и особенностей образовательного процесса в вечерних классах, организации сессий.

УОСО, организующие образовательный процесс на дому, в организациях здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, для учащихся в период участия их в спортивных мероприятиях вне места нахождения учреждений образования, в которых они обучаются, для учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, при разработке соответствующего учебного плана используют типовой учебный план средней школы.

Университеты, реализующие образовательную программу среднего образования, при разработке учебного плана используют типовой учебный план лицея.

Акцентируем внимание на принятый типовой учебный план лицея, обеспечивающий варианты реализации образовательной программы среднего образования на основе дифференциации ее содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся лицеев.

Информируем, что рекомендуемое распределение учебных часов по темам для изучения содержания учебных предметов на базовом и повышенном уровнях в лицеях, а также количество контрольных работ в письменной форме изложены в приложениях 2–6, 8–14, 20 и 21 к данному письму.

9.2. Учебные программы по учебным предметам при реализации образовательных программ общего среднего образования. При реализации образовательных программ общего среднего образования используются учебные программы по учебным предметам, утвержденные Министерством образования в 2025 году;

учебные программы по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, утвержденные Министерством культуры.

Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса, в том числе по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы; Учебные программы по учебным предметам для гимназий – колледжей искусств, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Обращаем внимание, что с 1 сентября 2025 г. обновленные (новые) учебные программы по учебным предметам, новые (обновленные) учебные программы для проведения факультативных занятий на национальном правовом Интернет-портале (https://pravo.by) размещаться не будут.

Новые (обновленные) учебные программы будут размещаться на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы.
V–XI классы
.

Сведения об утверждении новых учебных программ будут доводиться до главных управлений образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома информационными письмами Министерства образования.

9.3. Учебные издания. Перечни учебников, учебных пособий, используемых в образовательном процессе в 2025/2026 учебном году, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.

Рекомендации по работе с учебниками, учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. IIV классы; Учебные предметы. VXI классы.

С целью реализации воспитательного потенциала учебных предметов, формирования у учащихся личностных и метапредметных компетенций рекомендуется использовать в образовательном процессе пособия серий «Учимся учиться», «Учимся мыслить и действовать», содержащие дидактические и диагностические материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей. Данные пособия разработаны на основе компетентностного подхода, имеют практико-ориентированную направленность и нацелены на воспитание активной гражданской и жизненной позиции учащихся. Пособия разработаны в соответствии с действующими учебными программами с учетом актуальных требований к результатам учебной деятельности учащихся.

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся, которые не являются обязательными. Содержания учебников (учебных пособий) достаточно для полного усвоения учебных программ. Решение о целесообразности использования дополнительных изданий для учащихся принимается учителем-предметником с учетом запросов учащихся, а также их готовности использовать дополнительные издания на уроке или при выполнении домашнего задания.

Обращаем особое внимание, что практикумы, рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для учащихся I класса. Учитель не вправе требовать от учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся приобретения рабочих тетрадей на печатной основе.

9.4. Учебные программы факультативных занятий. Напоминаем, что факультативные занятия проводятся с использованием учебных программ, разработанных и утвержденных в соответствии с требованиями, определенными в пунктах 9 и 11 статьи 163 Кодекса.

Рекомендуем также использовать в образовательном процессе учебные программы факультативных занятий, содержание которых направлено на изучение исторических, географических, социально-экономических, культурных особенностей регионов Республики Беларусь.

Информируем, что дополнительно к отдельным учебным программам факультативных занятий изданы пособия для учащихся и учителей, которые используются в образовательном процессе при проведении факультативных занятий в комплексе (далее – компоненты учебно-методического комплекса (УМК) для факультативных занятий).

Компоненты отдельных УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. IIV классы; Учебные предметы. VXI классы.

9.5Учебно-методическая документация. В 2025/2026 учебном году в образовательном процессе используется учебно-методическая документация (методические указания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма, иные документы), размещенная на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование.

9.6. Требования к проведению контрольных работ. Обращаем внимание на следующие требования к проведению контрольных работ, установленные в части второй пункта 67 ССЭТ.

Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем (заместителем руководителя) УОСО, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.

Запрещается проведение контрольных работ:

на последнем учебном часе дня;

в последний день учебной недели (пятницу) в IIV классах;

после третьего учебного часа в последний день учебной недели в VXI классах.

9.7. Дополнительные ресурсы. При организации образовательного процесса рекомендуем использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

Полезную информацию можно найти на национальном образовательном портале в разделе «Электронные образовательные ресурсы»: https://adu.by/ Главная / Электронные образовательные ресурсы.

10Обеспечение комплексной информационно-правовой поддержки участникам образовательного процесса национальным образовательным порталом (https://adu.by)

Рекомендуем использовать материалы следующих разделов национального образовательного портала:

«Образовательный процесс» (размещены образовательные стандарты общего среднего образования, типовые учебные планы общего среднего образования, учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий, перечни учебных изданий, учебно-методическая документация, иные актуальные материалы): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год;

«Профильное обучение» (размещены учебно-методические материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне в XXI классах): http://profil.adu.by;

«Школа олимпиадного движения» (включает разделы: «Республиканская олимпиада по учебным предметам», в котором размещены задания третьего и заключительного этапов Республиканской олимпиады по 19 учебным предметам, которые предлагались участникам олимпиады с 2020/2021 по 2024/2025 учебные годы; «Очно-дистанционная школа олимпиадного движения», который содержит банк данных заданий дистанционных учебных смен по учебным предметам «Астрономия», «Биология», «География», «Информатика», «Математика», «Физика», «Химия», а также видеоразборы решений учебных заданий): https://adu.by/ Главная / Школа олимпиадного движения;

«Обсуждаем учебные программы, учебные пособия» (предоставлена возможность задать вопрос авторам учебных пособий и специалистам, а также оставить конкретные предложения по совершенствованию содержания учебных пособий и учебных программ): https://adu.by/ Главная / Обсуждаем учебные программы, учебные пособия;

«Республиканский мониторинг качества образования» (представлены инструктивно-методические и диагностические материалы для организации и проведения мониторинговых исследований качества образования, результаты проведенных мониторинговых исследований, рекомендации по повышению качества образования): https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Республиканский мониторинг качества образования;

«Итоговые и вступительные испытания» (размещены нормативные правовые документы, экзаменационные билеты, методические материалы для подготовки и проведения итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, в том числе в порядке экстерната, вступительных испытаний в учреждения образования для получения общего и специального высшего образования и (или) среднего специального образования): https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания;

модуль «Великая Отечественная война» (размещены комментарии к изучению модуля «Великая Отечественная война», календарно-тематическое планирование, учебные программы факультативных занятий и дополнительные материалы): https://adu.by/ Главная / Модуль «Великая Отечественная война»;

«Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи» (размещены нормативные правовые акты, программно-планирующая документация, инструктивно-методические материалы, учебно-методическая литература): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования;

«Ресурсные центры по здоровьесбережению» (содержит материалы для реализации информационного образовательного проекта «Школа – территория здоровья», распространения передового опыта по профилактике заболеваний и сохранению здоровья учащихся с привлечением всех участников образовательного процесса): https://adu.by/ Главная / Ресурсные центры по здоровьесбережению;

«Правовая культура участников образовательного процесса» (включает рубрики «Правовая грамотность участников образовательного процесса», «Профилактика жестокого обращения с детьми / насилия над детьми», «Профилактика буллинга». Материалы, размещенные в данном разделе, направлены на формирование позитивного правового сознания, правовых убеждений и правового поведения учащихся, их законных представителей, педагогических работников): https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Правовая культура участников образовательного процесса.

Интернет-ресурсы, на которых размещена правовая информация

Название ресурса

Ссылка

Содержание правовой тематики

Национальный правовой Интернет-портал

https://pravo.by

Является основным государственным информационным ресурсом глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

https://center.gov.by

Обеспечивает доступ к информационно-правовой системе «Эталон-online». Представлены информация о сборнике «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и аннотации к статьям в журнале «Право.by»

Информационно-поисковая система

https://etalonline.by

Включает 18 тематических баз данных по отраслям права. Информация предназначена для использования специалистами различных сфер деятельности. Юридические термины представлены в структурированном виде с отражением ассоциативных связей и сопровождаются нормативными определениями

Детский правовой сайт

https://mir.pravo.by

Создан для детей и подростков, поможет получить юридические знания, ответит на «взрослые» вопросы, даст совет в сложных ситуациях

Правовой форум Беларуси

https://forumpravo.by

Предоставляет посетителям возможность интерактивного общения по правовым вопросам

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

https://mchs.gov.by

Содержит актуальную информацию по вопросам организации и осуществления деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Министерство внутренних дел Республики Беларусь

https://mvd.gov.by

Содержит актуальную информацию по вопросам организации и осуществления деятельности в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности

Виртуальный центр правовой информации Национальной   библиотеки Беларуси

https://vcpi.nlb.by

Представляет собой онлайн-службу Национальной библиотеки Беларуси, задачей которой является предоставление справок и библиографических консультаций пользователям интернета по выполнению запросов правовой тематики

Обращаем внимание, что на национальном образовательном портале функционирует раздел «Организация воспитания» (https://vospitanie.adu.by), в котором размещены нормативные правовые акты и программно-планирующая документация воспитания, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания, статьи по теории и практике воспитания, учебно-методическая литература по воспитанию, учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности. Ресурс включает подразделы:

«Библиотека единых уроков» (матрицы и мультимедийные презентации для проведения единых уроков и уроков Памяти): https://vospitanie.adu.by/ Библиотека единых уроков;

«Школа Активного Гражданина» (материалы для организации и проведения мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «ШАГ»): https://vospitanie.adu.by/ Школа Активного Гражданина;

«Я. Моя семья. Моя Родина» (разработки тематических занятий обучающей программы «Я. Моя семья. Моя Родина»): https://vospitanie.adu.by/ Тематические занятия для учащихся
II–XI классов «Я. Моя семья. Моя Родина»
;

«Педагогу-организатору» (нормативные правовые документы по организации работы педагога-организатора, информационно-методические материалы по педагогическому сопровождению деятельности ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и иное): https://vospitanie.adu.by/ Педагогу-организатору;

«Актуальные практики и технологии воспитания» (материалы по эффективной практике патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях в учреждениях образования): https://vospitanie.adu.by/ Актуальные практики и технологии воспитания;

«Руководителю по военно-патриотическому воспитанию» (каталог ресурсов и материалов для руководителя по военно-патриотическому воспитанию): https://vospitanie.adu.by/ Руководителю по военно-патриотическому воспитанию;

«Родительский университет» (методическая документация по реализации проекта, информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями обучающихся): https://vospitanie.adu.by/ Родительский университет;

«Выставки. Семинары» (электронные каталоги материалов, представленных на республиканских выставках научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи): https://vospitanie.adu.by/ Выставки. Семинары;

«Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся» (информационно-методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний): https://vospitanie.adu.by/ Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся, иное.

В разделе портала «Электронная библиотека» размещены:

электронные версии учебных пособий для учреждений общего среднего образования и для учреждений специального образования, допущенных Министерством образования к использованию в образовательном процессе в 2025/2026 учебном году (https://e-padruchnik.adu.by, https://e-padruchnik-asabliva.adu.by);

электронные приложения к учебным пособиям по иностранным языкам (https://lingvo.adu.by); информатике (https://informatika6.adu.by; https://informatika7.adu.by; https://informatika8.adu.by);

электронный образовательный ресурс «Биология. 8 класс» (https://biologia8.adu.by);

электронное средство обучения «Политическая карта мира» (https://maps.adu.by);

электронные учебные издания (https://adu.by/ru/component/content/article/elektronnye-uchebnye-izdaniya.html?catid=575&Itemid=101) .

Для организации образовательного процесса по учебным предметам «Беларуская літаратура», «Русская литература» подготовлены и размещены на национальном образовательном портале электронные хрестоматии:

для IIIV классов электронные хрестоматии для внеклассного чтения (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы / Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам).

для IXXI классов электронные хрестоматии для изучения художественных произведений, предусмотренных учебной программой по учебному предмету (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2025/2026 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Беларуская літаратура (Русская литература) / Учебно-методическое обеспечение по учебному предмету «Беларуская літаратура» («Русская литература») к 2025/2026 учебному году).

Обращаем внимание на раздел национального образовательного портала «Спрашивали – отвечаем» (здесь можно задать вопрос и получить оперативно ответ специалиста): https://adu.by/ Главная / Спрашивали – отвечаем.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, КЛАССНОГО ЖУРНАЛА, ДНЕВНИКА УЧАЩЕГОСЯ

Информируем, что должностными обязанностями учителя, определенными в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 (в редакции от 26.12.2024 № 111), предусмотрено ведение установленной плановой и учетно-отчетной документации.

Согласно пункту 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» (в редакции постановления Министерства образования от 05.11.2024 № 143) учитель обязан вести календарно-тематическое планирование, поурочное планирование (учитель без квалификационной категории, учитель второй квалификационной категории), опорную схему урока (учитель квалификационной категории «учитель-методист», высшей и первой квалификационной категории), классный журнал, дневники учащихся.

Планирование по учебному предмету включает в себя календарно-тематическое планирование (на учебный год), поурочное планирование (на каждое учебное занятие). Планирование по учебному предмету оформляется учителем по своему усмотрению на электронном или бумажном носителе (в печатном или рукописном виде).

Информируем, что на сайте Министерства образования (https://edu.gov.by/ob-uporyadochenii-sbora-informatsii-i-deyatelnosti-pedagogicheskikh-rabotnikov) создана рубрика «Об упорядочении сбора информации и деятельности педагогических работников», в которой размещены нормативные правовые акты, устанавливающие перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, а также меры, направленные на уменьшение документооборота в учреждениях образования, исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций.

11. Планирование по учебному предмету

Учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование (далее  КТП) с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по соответствующему учебному предмету. Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года.

Структурными элементами поурочного планирования могут быть: тема урока; тип урока; организационная форма проведения урока; цели и задачи урока; оборудование, используемое на уроке; описание деятельности учителя и основных учебных действий учащихся; домашнее задание.

При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на задачи изучения учебного предмета (образовательные, развивающие, воспитательные) и основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, установленные в учебной программе.

В поурочном планировании необходимо учитывать, что домашнее задание является разновидностью самостоятельной учебной деятельности учащегося. Определяя содержание, объем, форму выполнения домашнего задания, учитель должен учитывать время на выполнение домашнего задания по всем учебным предметам: для учащихся II класса оно должно составлять не более 1,2 часа; IIIIV классов – не более 1,5 часа; VVI классов – не более 2 часов; VIIVIII классов – не более 2,5 часов; IXXI классовне более 3 часов.

С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за объемом домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения. Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.

В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 1 Кодекса каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

Домашние задания не задаются после контрольной работы (основание – абзац третий части третьей пункта 56 Положения об УОСО).

12. Ведение классных журналов, дневников учащихся

В УОСО используются классные журналы для I–IV (V) и V (VI)XI (XII) классов, типовая форма, порядок ведения которых утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.01.2023 № 28 «Аб тыпавых формах класнага журнала» (в редакции постановления Министерства образования от 21.11.2024 № 166).

Формы дневников учащихся III–IV и V–ХІ классов на русском и белорусском языках, порядок их ведения утверждены постановлением Министерства образования от 17.08.2022 № 267 «О типовых формах дневника учащегося» (в редакции постановления Министерства образования от 14.02.2025 № 38).

Обращаем внимание, что в дневнике допускаются исправления неверной записи посредством зачеркивания ее чертой и записи сверху правильного варианта.

В 2025/2026 учебном году будут допущены к использованию дневники, изданные в 2024 году и в 2025 году.

Обращаем внимание, что использование в УОСО электронных дневников не отменяет ведение дневников учащихся на бумажной основе. Ведение бумажных дневников является обязательным.

В случае принятия учителем начальных классов решения о введении во II классе дневников в целях записи домашнего задания, отработки навыков аккуратного его заполнения считаем возможным использовать дневник, типовая форма которого утверждена для учащихся III–IV классов.

13. Организация образовательных мероприятий

Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися. В 2025/2026 учебном году будут проводиться:

республиканская олимпиада по учебным предметам;

республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам;

республиканские турниры юных математиков и юных физиков;

олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»;

дистанционные и очные учебные смены (олимпиадная школа) по учебным предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика», «Астрономия», «География».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.