Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ...В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ» Продолжение

Дата: 1 сентября 2023 в 15:54, Обновлено 13 сентября в 12:00

5.1. Обеспечение психологической безопасности воспитанников в УДО. Обращаем особое внимание, что педагогические работники в своей деятельности должны руководствоваться правилами педагогических работников, утвержденными приказом Министра образования Республики Беларусь от 10 июня 2022 г. № 401 (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/aktualno/).

Обязательными для соблюдения педагогическими работниками являются правовые, нравственные и этические нормы, уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательного процесса.

Одной из функций УДО в соответствии с Положением об учреждении дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230), Положением о специальном детском саде (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 июня 2023 г. № 183) является обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников и оказание им психологической помощи.

Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи в учреждениях образования должны осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 328). Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи».

В учреждении образования необходимо создать условия, обеспечивающие психологическую безопасность, которая характеризуется отсутствием негативных условий для психического развития и исключает внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка как в учреждении дошкольного образования, так и вне его.

Воспитатели дошкольного образования и иные педагогические работники должны обращать внимание на необоснованные изменения в эмоциональных и поведенческих реакциях ребенка (переменчивый фон настроения, заниженная самооценка, повышенная тревожность, агрессивность, неадекватные сюжеты ролевых игр и др.). В случае подозрения на наличие факторов, негативно влияющих на психическое благополучие воспитанников, педагогические работники обязаны незамедлительно сообщить руководству учреждения образования.

Педагогические работники должны использовать в образовательном процессе психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в детских коллективах.

Педагогам­психологам учреждений образования необходимо осуществлять свою деятельность в тесном контакте с воспитателями дошкольного образования и иными педагогическими работниками, систематически включаться в работу групп учреждения образования для реализации комплекса мероприятий, направленных на психологическое просвещение субъектов образовательных отношений.

Деятельность педагогов-психологов также должна быть направлена:

на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности обучающихся и межличностных отношений;

предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в коллективе несовершеннолетних;

взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам формирования навыков межличностного общения у детей дошкольного возраста, сохранения их жизни и здоровья.

С целью раннего выявления ситуаций, негативно влияющих на психическое здоровье несовершеннолетних, педагогу-психологу следует при необходимости принимать участие в первичном знакомстве ребенка и его родителей (законных представителей) с учреждением образования для более полного изучения ребенка и условий семейного воспитания. Целесообразно предусмотреть присутствие педагогов-психологов на собеседовании руководителей учреждения образования с претендентами на вакантные должности педагогических работников.

В учреждениях образования необходимо систематически проводить со всеми субъектами образовательных отношений информационно-просветительские мероприятия по вопросам создания атмосферы нетерпимости ко всем проявлениям жестокости и насилия по отношению к детям, профилактические мероприятия, направленные на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности несовершеннолетнего и межличностных отношениях (приказ Министра образования Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся»). Обращаем внимание на необходимость неукоснительного следования Алгоритму информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Обращаем внимание, что в целях оказания психолого-педагогической и методической поддержки Центром современных методик дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» осуществляется реализация программ психолого-педагогической и методической поддержки, а также консультационной помощи педагогическим работникам, родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с особенностями психофизического развития (https://preschool-centr.bspu.by/moodle).

6. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в УДО организуется с учетом требований образовательного стандарта дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования, перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105), возрастных и индивидуальных особенностей детей, материальных и архитектурно-пространственных особенностей помещений и территории УДО, иных нормативных правовых и технических нормативных правовых актов.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 9 апреля 2024 г. № 41 разработан и утвержден перечень мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования (далее – перечень). Обновление и развитие материально-технической базы учреждений образования, реализующих программу дошкольного образования, при организации образовательного процесса в соответствии с содержанием перечня позволит:

наполнить развивающую предметно-пространственную среду необходимым современным оборудованием, средствами обучения, мебелью;

создать условия для организации качественного и безопасного образовательного процесса в целях разностороннего развития личности ребенка, в том числе с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Обращаем внимание, что оснащение современным надворным оборудованием УДО является одним из мероприятий Комплекса мероприятий по реализации республиканского плана мероприятий по проведению в 2024 году Года качества, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2024 г. № 41 (приказ Министра образования Республики Беларусь от 5 февраля 2024 № 42).

В образовательном процессе не должны использоваться игры (игрушки), которые:

носят явный асоциальный характер (зомби, монстры и пр.);

унижают человеческое достоинство или оскорбляют религиозные чувства;

провоцируют ребенка на агрессивные и безнравственные действия, насилие, проявление жестокости, потенциально опасные поступки, вызывают интерес к вопросам, выходящим за рамки его возрастной компетенции, формируют пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых;

содержат грубый натурализм, в том числе сексуального контекста, выходящий за рамки возрастной компетенции ребенка;

вызывают нездоровый интерес к азартным играм взрослых, который впоследствии может развиться в игроманию;

могут привести к появлению у детей сильного страха, паники и (или) сопутствующих им негативных психических состояний (подавленности, тревожности, депрессии);

формируют искаженные социальные ориентации и установки и др.

Учредители и руководители УДО должны обеспечивать на постоянной основе обновление и развитие его материально-технической базы. С этой целью в 2024/2025 учебном году необходимо продолжить:

реализацию в полном объеме территориальных планов мероприятий по модернизации УДО на 2021–2025 годы для наполнения развивающей предметно-пространственной среды необходимым современным оборудованием (надворным и иным), средствами обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья и познавательных возможностей;

проведение мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности в УДО с учетом комплексного подхода. При создании доступной среды следует руководствоваться Правилами обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796; специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее – ССЭТ), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2024 г. № 502) (приложение 3); строительными нормами СН 3.02.12-2020 «Среда обитания для физически ослабленных лиц», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13 ноября 2020 г. № 6.

7Воспитательная работа в УДО

В соответствии с Кодексом воспитание обучающихся основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства, что и определяет приоритеты его осуществления. Основные направления воспитательной работы определены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82); Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312); Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773) и иных нормативных правовых актах.

Воспитательная работа должна осуществляться в соответствии с основными составляющими воспитания согласно образовательному стандарту дошкольного образования, в процессе реализации содержания учебной программы дошкольного образования в каждой возрастной группе воспитанников как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности. Воспитательную работу в рамках своих должностных обязанностей осуществляют все педагогические работники учреждений образования.

При планировании работы целесообразно обеспечить интеграцию задач разных составляющих воспитания, преемственность в работе всех специалистов в данном направлении. Мероприятия воспитательной работы должны предусматривать возможность равного доступа для всех воспитанников с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка на основе обеспечения принципа инклюзии в образовании.

8. Планирование деятельности учреждений образования

В соответствии с поставленными задачами годовой план может включать в себя следующие структурные компоненты.

1. Анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год. Эффективность планирования во многом зависит от качественного анализа выполнения плана за предыдущий год, на основе которого определяются задачи на предстоящий год (2–3 задачи). В УДО, имеющих 1–3 возрастные группы, может быть запланирована одна задача.

Основными требованиями к анализу работы УДО могут выступать четкость построения по блокам (разделам) плана; логическая последовательность изложения материала; аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом; точность оценок, исключающих субъективизм; доказательность выводов; конкретность и обоснованность предложений; возможно применение иллюстративных материалов (графики, таблицы, диаграммы и др.).

2. Организационно­педагогические мероприятия: организация образовательной деятельности, предоставляемой УДО; формирование и оснащение развивающей предметно­пространственной среды; взаимодействие с заинтересованными органами и организациями; периодичность повышения квалификации педагогических работников; организация деятельности педагогических советов и др.

3. Работа с педагогическими работниками: формы повышения профессионального уровня педагогических работников в межкурсовой период; диагностическая работа; подготовка к аттестации педагогических работников; изучение, обобщение, внедрение, распространение эффективного педагогического опыта; самообразование педагогических работников; экспериментальная (инновационная) деятельность педагогического коллектива и др.

4. Воспитательная работа: мероприятия с участием воспитанников с учетом основных составляющих процесса воспитания, определенных образовательным стандартом дошкольного образования (проведение конкурсов, выставок, экскурсий, физкультурно­оздоровительных мероприятий и т. д.).

5. Психолого­педагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса: формы работы педагога­психолога, медицинских работников, педагога социального.

6. Взаимодействие с семьями воспитанников: формы работы по повышению психолого­педагогической компетентности законных представителей несовершеннолетних, включению их в образовательный процесс.

7. Взаимодействие с учреждениями общего среднего образования: формы работы с участниками образовательного процесса по обеспечению преемственности дошкольного образования и I ступени общего среднего образования, в том числе в части готовности воспитанников к обучению на I ступени общего среднего образования.

8. Организация деятельности учреждения образования в летний период: мероприятия по подготовке учреждения образования к деятельности в летний период, формы работы с участниками образовательного процесса с учетом положений инструктивно­методического письма Министерства образования «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период», утвержденного заместителем Министра образования 29 мая 2023 г., требований Правил, иных нормативных правовых и технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов.

9. Контроль: виды и содержание контроля.

10. Административно­хозяйственная деятельность: работа по укреплению материально­технической базы учреждения образования (приобретение средств обучения, спортивного инвентаря, технологического оборудования, проведение ремонтных работ и т. д.).

В ходе разработки плана определяются форма работы и тема (или содержание) в соответствии с разделом. В предложенную структуру плана могут вноситься изменения и дополнения с учетом условий, специфики деятельности учреждения образования.

Годовой план работы учреждения образования после рассмотрения на заседании педагогического совета утверждается руководителем учреждения.

В учреждениях общего среднего образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, планирование работы на учебный год по всем направлениям своей деятельности осуществляется как на уровне общего среднего образования, так и на уровне дошкольного образования.

Направления деятельности определяются с учетом специфики конкретного учреждения образования и отражаются в каждом разделе плана на учебный год. Например, обеспечение преемственности дошкольного образования и I ступени общего среднего образования; организация работы с воспитанниками в летний оздоровительный период и пр.

8.1. План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста. План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты.

1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год (планируются на учебный год).

2. Научно­методическое обеспечение: перечень учебных изданий (планируется на учебный год, возможна актуализация с учетом выпуска новых учебных изданий).

3. Взаимодействие с семьями воспитанников: формы и содержание работы по повышению психолого­педагогической компетентности законных представителей воспитанников (планируются на месяц).

Министерство образования обращает внимание на необходимость усиления в УДО информационно-разъяснительной работы с законными представителями обучающихся по различным вопросам в сфере образования начиная с воспитателя дошкольного образования возрастной группы, которую посещает ребенок, до руководителя УДО.

В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКСДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания детей, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

4. Индивидуальная работа с воспитанниками: содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности (планируется на месяц). При необходимости вносятся корректировки с учетом ежедневных наблюдений педагогического работника за качеством освоения воспитанниками содержания учебной программы дошкольного образования как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом.

5. Закаливание: основные виды закаливания с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения образования (планируется на теплый / холодный период).

6. Двигательная активность: содержание мероприятий распорядка дня. Утренняя гимнастика (планируется два раза в месяц: 1-й комплекс – на первую-вторую недели, 2-й комплекс – на третью-четвертую недели); подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках (планируются еженедельно); активный отдых (формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности планируются на месяц с учетом возраста воспитанников группы и учебной программы дошкольного образования).

7. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом (игра, занятие), планируется по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются образовательная область и вид занятия, тема занятия, задачи, источники планирования.

Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет особенности. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей.

8. Нерегламентированная деятельность воспитанников (планируется на каждую неделю месяца с учетом тематики недели): виды детской деятельности (предметная, познавательная практическая, общение, игровая, художественная и др.). В содержание планирования включаются форма работы, тема и цель.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

9. Соблюдение законодательства о персональных данных

Особое внимание следует уделить реализации требований законодательства о персональных данных.

С учетом установленных требований законодательства о персональных данных и позиции Национального центра защиты персональных данных (далее – НЦЗПД)[1] учреждениям образования в своей деятельности необходимо:

  1. назначить лицо, ответственное за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, внести необходимые дополнения/изменения в должностную инструкцию этого работника.

Конкретные квалификационные требования, предъявляемые к работникам, на которых возлагаются функции специалиста, осуществляющего внутренний контроль за обработкой персональных данных, представлены в ЕКСДС «Должности служащих для всех видов деятельности» (выпуск 1), утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159. Примерная должностная инструкция специалиста по внутреннему контролю доступна для ознакомления по ссылке https://cpd.by/dolzhnostnaja-instrukcija-specialistu-po-vnutrennemu-kontrolju-obrazec;

  1. разработать и утвердить положение о порядке осуществления внутреннего контроля за обработкой персональных данных (примерная форма документа доступна по ссылке https://cpd.by/porjadok-osushhestvlenija-vnutrennego-kontrolja-za-obrabotkoj-personalnyh-dannyh);
  2. составить и поддерживать в актуальном состоянии реестр обработки персональных данных, разработать и утвердить документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных (далее, если не указано иное, – Политика).

Примерные формы реестра обработки персональных данных, Политики в деятельности УДО, Политики видеонаблюдения для УДО, согласованные с НЦЗПД, направлены в соответствующие структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющие функции управления в сфере образования, для доведения до сведения заинтересованных. Перечисленные документы являются примерными, и при их использовании учреждениям образования необходимо адаптировать содержащуюся в них информацию применительно к конкретному учреждению с учетом возможных особенностей их деятельности (в том числе в части определения правовых оснований обработки персональных данных, сроков их хранения) и  нормативной правовой базы, регулирующей деятельность этих учреждений.

Политика в отношении обработки cookie-файлов разрабатывается учреждениями образования во взаимодействии с организациями (лицами), обеспечивающими техническую поддержку сайтов УДО (ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ.БЕЛ, Web.Perspective и др.).

Рекомендации по составлению документа, определяющего Политику оператора (уполномоченного лица), размещены на официальном сайте НЦЗПД в разделе «Методологические документы» (https://cpd.by/pravovaya-osnova/metodologicheskiye-dokumenty-rekomendatsii).

Обращаем внимание на необходимость размещения Политики на сайте УДО на странице не ниже второго уровня в соответствующей вкладке. При отсутствии у УДО сайта в силу требований пункта 4 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон) обеспечение неограниченного доступа к Политике осуществляется посредством ее размещения на информационных стендах или иными способами;

  1. разработать и утвердить порядок доступа к персональным данным, в том числе обрабатываемым в информационном ресурсе (системе);
  2. внести изменения в должностные обязанности лиц, обрабатывающих персональные данные.

Следует предусмотреть в должностных инструкциях работников, осуществляющих обработку персональных данных (воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов и др.), обязанность «соблюдать установленный законодательством о персональных данных и локальными правовыми актами порядок обработки персональных данных».

При необходимости должностные обязанности конкретных работников (например, ответственных за функционирование информационного ресурса (системы)) в части реализации законодательства о персональных данных могут быть детализированы, в том числе исходя из способов организации оператором выполнения обязанностей, предусмотренных статьей 16 Закона.

В зависимости от трудовой функции работника в его должностную инструкцию могут быть включены обязанности:

получать в необходимых случаях согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных;

осуществлять контроль за соответствием срока обработки персональных данных заявленным целям, прекращать обработку персональных данных, а также обеспечивать их удаление или блокирование при отсутствии правовых оснований для обработки персональных данных;

обеспечивать предоставление субъектам персональных данных информации об обработке их персональных данных, а также о предоставлении их персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;

обеспечивать доступ к персональным данным в установленном порядке, вести учет такого доступа и случаев предоставления, распространения персональных данных третьим лицам и т. п.;

  1. ознакомить работников и иных лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных в учреждении образования, с положениями законодательства о персональных данных;
  2. запланировать и организовать обучение лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, и лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных.

Требования к организации обучения по вопросам защиты персональных данных лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, а также лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 28 октября 2021 г. № 422 «О совершенствовании мер по защите персональных данных».

Также УДО как операторам необходимо обеспечить реализацию иных организационных и технических мер, предусмотренных Законом (например, разработать форму согласия для использования в случаях, когда правовым основанием обработки выступает согласие; организовать учет и хранение информации о предоставлении персональных данных третьим лицам (это могут быть журналы, если информация предоставлялась в письменном виде, система логирования в информационном ресурсе (системе) и т. п.).

Примерные формы согласий, согласованные с НЦЗПД, направлены в соответствующие структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющие функции управления в сфере образования, для доведения до сведения заинтересованных.

Ответы на актуальные вопросы защиты персональных данных в сфере образования размещены на официальном сайте НЦЗПД в разделе Популярное на сайте/ Ответы на часто задаваемые вопросы/ Обработка персональных данных в сфере образования, а также оперативно размещаются НЦЗПД в телеграм-канале «Центр персональных данных» (https://t.me/cpd_by).

Иные вопросы применения Закона разъяснены в письмах НЦЗПД от 24 августа 2022 г. № 05/196 и 17 марта 2023 г. № 5-13/93, размещенных на официальном сайте НЦЗПД в разделе «Методологические документы» (https://cpd.by/pravovaya-osnova/metodologicheskiye-dokumenty-rekomendatsii).

10. Отдельные аспекты функционирования официальных сайтов

При выполнении работ по разработке, сопровождению, эксплуатации и размещению официальных интернет­сайтов учреждений образования следует обеспечить неукоснительное выполнение требований и рекомендаций Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2023 г. № 40), Положения о порядке функционирования интернет­сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 (в редакции постановления Совета Министров от 30 декабря 2022 г. № 972) (далее – Положение), Инструкции о регистрации доменных имен в национальной доменной зоне, утвержденной приказом Оперативно­аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18 июня 2010 г. № 47 (в редакции приказа Оперативно­аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 4 апреля 2024 г. № 69).

Согласно требованиям Положения (пункты 5, 7) информация, размещаемая на интернет-сайте, должна обновляться не реже двух раз в неделю, а информация о новостях – также датироваться. Информация в виде текста размещается на интернет-сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста;

полнота и объективность размещаемой на интернет-сайтах информации проверяется не реже одного раза в месяц; при необходимости принимаются меры по ее актуализации;

размещенная на главной странице интернет-сайта непосредственно либо в виде отдельных рубрик:

информация об УДО должна включать сведения о руководителе и его заместителях (должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), номер служебного телефона, фотографическое изображение, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них;

информация о работе с обращениями граждан и юридических лиц должна содержать порядок направления в УДО электронных обращений посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц с указанием гиперссылки на нее (для интернет-сайтов учреждений образования);

информация об осуществлении административных процедур в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, должна содержать:

перечни самостоятельно запрашиваемых документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, не включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых для осуществления административных процедур;

размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, или порядок ее определения, а также реквизиты банковских счетов для внесения такой платы;

время приема, место нахождения, номер служебного телефона, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность работника (работников), выполняющего (выполняющих) прием заявлений об осуществлении административных процедур;

сведения об электронных услугах, оказываемых посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы с использованием информационной системы (ресурса), владельцем и (или) оператором которой является учреждение образования;

новости государственного органа и организации, в том числе с размещением изображений граждан, полученных при проведении мероприятий с участием представителей этих государственного органа и организации.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 и частью второй пункта 11 Положения:

требования к разработке, безопасности, средствам защиты информации, размещению и организации доступа к интернет-сайту, управлению и его техническому сопровождению определяются законодательством об информации, информатизации и защите информации;

порядок формирования, ведения и обеспечения функционирования интернет-сайта определяется локальным правовым актом УДО.

Образовательный процесс с использованием информационно­коммуникационных технологий, электронных средств обучения должен быть организован с учетом требований Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно­вычислительными машинами» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 59), ССЭТ, инструктивно­методического письма Министерства образования «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования».

11. Комплексная информационно-правовая поддержка образовательного процесса

11.1. При организации деятельности УДО Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ) рекомендовано в образовательном процессе использовать официальные источники правовой информации.

Первоисточником достоверной и актуальной правовой информации является эталонный банк данных (далее – БД) правовой информации Республики Беларусь, который формируется НЦПИ и распространяется в составе информационно-поисковых систем «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» (www.etalonline.by). Данные системы позволяют получить доступ к официальной правовой информации в актуальном состоянии и содержат не только весь массив законодательства Республики Беларусь, но и материалы судебной и правоприменительной практики, формы документов.

БД «Образование» (https://etalonline.by/dokumenty-po-temam/?tbd=35) содержит правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, вопросы получения образования различных ступеней и уровней, социальной поддержки и защиты обучающихся, организацию оздоровления детей, направления государственной молодежной политики, в том числе по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, акты международного сотрудничества в сфере образования, а также правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников.

В БД «Технические нормативные правовые акты» (https://etalonline.by/dokumenty-po-temam/?tnpa=19) включены образовательные стандарты и нормативные правовые акты, являющиеся структурными элементами научно-методического обеспечения образования (учебные программы, учебные планы и др.), а также формы централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений, справочная информация о ведении государственной отчетности, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению.

БД «Права несовершеннолетних» (https://etalonline.by/dokumenty-po-temam/?tbd=31) содержит документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности несовершеннолетних и др.

Все документы, представленные в БД, систематизированы по тематическим разделам. Тексты нормативных правовых актов находятся в актуальном состоянии.

В целях воспитания правосознания у детей и подростков создан и функционирует проект «Детский правовой сайт» (https://mir.pravo.by), помогающий детям понять, что такое право, и получить первоначальные юридические знания, рассказывающий о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации, решение которых способствует приобретению ребенком навыков правомерного поведения.

11.2. Комплексную информационную поддержку участникам образовательного процесса обеспечивает национальный образовательный портал (https://adu.by).

В помощь педагогическим работникам для качественной реализации образовательной программы дошкольного образования рекомендуются следующие разделы портала:

«Нормативные правовые документы» (представлены актуальные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи): https://adu.by/ Главная / Нормативные правовые документы;

«Образовательный процесс» (представлены образовательный стандарт дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования, типовой учебный план дошкольного образования, инструктивно-методические письма Министерства образования, методические рекомендации, перечни учебных изданий, иные актуальные материалы): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование;

«Правовая культура участников образовательного процесса» (размещены нормативные правовые документы, электронный контент, направленный на оказание правовой поддержки участникам образовательного процесса, иные материалы): https://www.adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Правовая культура участников образовательного процесса;

«Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования» (размещены нормативные правовые акты, программно-планирующая документация, инструктивно-методические письма, методические материалы, учебно-методическая литература): https://www.adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования;

«Дополнительное образование детей и молодежи» (размещены нормативные правовые документы и инструктивно-методические материалы в сфере дополнительного образования детей и молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, учебно-методическая литература): https://www.adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дополнительное образование детей и молодежи.

Обращаем внимание, что на национальном образовательном портале функционирует раздел «Организация воспитания» (https://vospitanie.adu.by), в котором размещены нормативные правовые акты и программно-планирующая документация воспитания, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания, статьи по теории и практике воспитания, учебно-методическая литература по воспитанию, иные материалы.

12. Управление в сфере дошкольного образования. Контроль и самоконтроль за обеспечением качества образования

Согласно статье 97 Кодекса управление в сфере образования носит государственно-общественный характер и осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием.

Целями управления в сфере образования являются:

проведение государственной политики в сфере образования; совершенствование и развитие системы образования;

реализация образовательной программы, программы воспитания.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за обеспечением качества образования посредством проверки соответствия дошкольного образования образовательному стандарту дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, иным требованиям, предусмотренным Кодексом, иными актами законодательства, образовательной и иной деятельности УДО.

В соответствии со статьей 138 Кодекса непосредственное руководство УДО осуществляет заведующий. Основным органом самоуправления является педагогический совет, возглавляемый заведующим этого учреждения образования.

Деятельность педагогического совета регулируется Положением о педагогическом совете УДО, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 65 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2022 г. № 138) (далее – постановление № 65).

На заседание педагогического совета приглашаются медицинские работники, лица, которые были привлечены к подготовке материалов по рассматриваемым вопросам; могут быть приглашены представители государственных организаций и общественных объединений, педагогические работники учреждений общего среднего образования, законные представители воспитанников, другие заинтересованные лица.

Приглашенные лица пользуются правом совещательного голоса.

Решения педсовета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при наличии на заседании педсовета не менее двух третей его членов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя педсовета.

В УДО могут создаваться попечительский совет, родительский комитет (статья 138 Кодекса). Их деятельность должна осуществляться в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2022 г. № 266), Положением о родительском комитете учреждения дошкольного образования, утвержденным постановлением № 65 (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty).

Попечительский совет является органом самоуправления УДО и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.

Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.

Задачами деятельности попечительского совета являются:

содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств в виде добровольных перечислений (взносов) физических лиц (далее – денежные средства) для обеспечения деятельности учреждения образования;

определение направлений, размеров и порядка использования привлеченных денежных средств по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии);

содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования и др.

Решения попечительского совета носят консультативный и рекомендательный характер.

Обращаем особое внимание на недопущение необоснованных сборов денежных средств попечительскими советами УДО.

Родительский комитет является органом самоуправления УДО и создается из числа законных представителей воспитанников данного УДО.

Заседания родительского комитета проводятся три раза в год. В случае необходимости могут проводиться внеплановые заседания.

На заседания родительского комитета приглашается руководитель УДО, могут приглашаться заместитель руководителя УДО, педагогические работники, законные представители воспитанников, не являющиеся членами родительского комитета, другие заинтересованные лица.

К компетенции родительского комитета относятся:

содействие в обеспечении оптимальных условий для воспитания и обучения воспитанников УДО;

проведение разъяснительной работы среди законных представителей воспитанников об их правах и обязанностях;

распространение лучшего опыта семейного воспитания;

взаимодействие с другими органами самоуправления УДО по вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета и др.

Напоминаем, что к компетенции родительского комитета не могут быть отнесены вопросы, касающиеся привлечения денежных средств для обеспечения деятельности УДО.

Обращаем внимание, что примерный перечень основных товаров (минимальный набор), рекомендуемых для приобретения родителями (законными представителями) с целью посещения воспитанниками УДО, размещен на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/roditelyam-doshkolnikov; национальном образовательном портале (https://www.adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование).

13. Общественные объединения в сфере образования

Согласно статье 109 Кодекса в целях социального становления, развития и самореализации педагогических работников, охраны и защиты их прав и законных интересов могут создаваться общественные объединения в сфере образования.

При Министерстве образования Республики Беларусь создан и функционирует Республиканский совет руководителей УДО (далее – Республиканский совет)  (пункт 9 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования»), целью которого является выработка рекомендаций по основным вопросам развития системы дошкольного образования, совершенствование образовательного и воспитательного процессов, улучшение материально-технической базы и научно-методического обеспечения УДО.

Деятельность Республиканского совета регламентируется Положением о Республиканском совете руководителей УДО, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 октября 2012 г. № 122 (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty).

Состав Республиканского совета формируется из числа руководителей УДО, расположенных на территории соответствующего региона (города Минска), независимо от формы собственности и подчиненности и утверждается приказом Министра образования Республики Беларусь (приказ Министра образования Республики Беларусь от 10 октября 2023 г. № 471 «О составе Республиканского совета руководителей учреждений дошкольного образования»).

Председатель Республиканского совета определяется Министерством образования Республики Беларусь из числа руководителей УДО по согласованию с учредителем соответствующего учреждения сроком на пять лет.

Координацию деятельности Республиканского совета осуществляет Министерство образования Республики Беларусь в лице заместителя Министра образования Республики Беларусь, курирующего деятельность УДО.

Основные задачи Республиканского совета:

подготовка предложений по обеспечению эффективного управления УДО, совершенствованию регулирования общественных отношений в сфере дошкольного образования, повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов в сфере дошкольного образования, решению актуальных проблем развития системы дошкольного образования и др.;

анализ практики применения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере дошкольного образования;

оказание организационно-методической помощи УДО по вопросам реализации государственной политики в сфере дошкольного образования;

распространение положительного отечественного и международного опыта в сфере дошкольного образования.

Заседания Республиканского совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год (включены в план работы Министерства образования Республики Беларусь). Тематика заседаний направлена на решение актуальных проблем развития системы дошкольного образования.

В целях совершенствования навыков управленческой компетентности, повышения качества дошкольного образования в соответствии с пунктом 5 Программы в 2024/2025 учебном году запланировано проведение серии заседаний Республиканского совета руководителей УДО по актуальным направлениям совершенствования качества дошкольного образования, в том числе:

«Качество дошкольного образования: развитие кадрового потенциала учреждения дошкольного образования»;

«Качество дошкольного образования: управленческая компетентность в координации деятельности ресурсных центров учреждений дошкольного образования».

Республиканский совет вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Решения Республиканского совета оформляются протоколом и носят рекомендательный характер. С целью повышения эффективности управления УДО, участия в решении актуальных проблем развития системы дошкольного образования, оказания организационно-методической помощи, а также распространении эффективного отечественного опыта в сфере дошкольного образования протоколы заседаний направляются в качестве  руководства к работе всем заинтересованным. Председатель Республиканского совета осуществляет контроль за выполнением принятых на заседаниях совета решений.

Информационные материалы о деятельности Республиканского совета размещаются на интернет-портале Министерства образования (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/meropriyatiya-2024/), в научно-методическом журнале «Пралеска».

Обращаем внимание на необходимость создания на интернет-порталах главных управлений образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома рубрики, содержащей информационные материалы о деятельности региональных советов руководителей УДО.

 

[1] Пошаговый алгоритм действий операторов с необходимыми разъяснениями размещен на официальном сайте Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь в разделе «Методологические документы» и доступен по ссылке https://cpd.by/pravovaya-osnova/metodologicheskiye-dokumenty-rekomendatsii/.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.