УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
________________А. В. Кадлубай
«1» августа 2024 г.
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2023 г. № 375 2024 год объявлен Годом качества. Министром образования А.И. Иванцом утвержден Комплекс мероприятий по реализации республиканского плана мероприятий по проведению в 2024 году Года качества.
В Кодексе Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании) качество образования применительно к общему среднему образованию определяется как соответствие образования (начального, базового, среднего) требованиям соответствующего образовательного стандарта общего среднего образования, учебно-программной документации образовательной программы начального образования, образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, иным требованиям, предусмотренным Кодексом об образовании, иными актами законодательства.
Качество образования определяется совокупностью критериев и показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения образования: образовательные достижения учащихся, профессиональную компетентность педагогических кадров, организацию образовательного процесса, организацию самоконтроля за обеспечением качества образования, организацию управленческой деятельности, участие в экспериментальной, инновационной деятельности, иные аспекты.
К основным задачам социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе и на период до 2030 года отнесено повышение качества образования, что обусловлено потребностью общества в образованных, нравственных, предприимчивых и компетентных личностях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющих выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.
Основополагающим навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является национальное исследование качества образования (далее –НИКО), которое ставит своей целью проверку наличия таких знаний, умений и навыков, которые необходимы учащимся в реальных жизненных ситуациях.
В 2023 году проведено первое национальное исследование качества образования, направленное на выявление уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся по четырем направлениям. Рекомендации по результатам НИКО, которыми следует руководствоваться в целях формирования читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / НИКО.
АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формирование функциональной грамотности учащихся обусловило необходимость преимущественного использования учителями методов обучения и воспитания, направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельной учебной деятельности при проведении учебных и факультативных занятий.
Информируем, что особенности формирования и развития функциональной грамотности учащихся при изучении содержания учебных предметов, рекомендуемые методы обучения и воспитания, задания для выполнения учащимися изложены в приложениях 1–22 к данному письму.
Обращаем внимание на необходимость более широкого использования в образовательной практике учебного проектирования.
Согласно пункту 12 статьи 150 Кодекса об образовании учебное проектирование относится к учебным занятиям, предполагающим самостоятельную деятельность учащегося или группы учащихся для практического решения научной, технической, художественной, социальной или иной значимой проблемы с последующим публичным представлением и обсуждением результатов.
Особенности метода проектов (совокупность исследовательских, поисковых, иных творческих подходов к решению учебной проблемы или проблемы, с которой учащиеся могут столкнуться в реальном мире) определяют специфические этапы выполнения учебного проекта (учебно-исследовательского проекта с экспериментальной составляющей) (далее – проект):
определение проблемы, которая обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение;
формулирование цели проектной деятельности (поиск способов решения проблемы) и задач достижения цели в определенных условиях;
организация групп, распределение ролей в группах, выбор методов, планирование деятельности и собственно ее осуществление;
публичная защита, презентация результатов проекта.
При выборе модели защиты проектной группе следует учесть, как будут освещены в презентации все компоненты проекта:
актуальность и значимость проблемы, цель и задачи проекта, проведенное внутри него исследование, выводы, на которых основаны результаты решения проблемы;
оригинальность решения проблемы;
ценность и новизна полученных результатов;
самостоятельность работы над проектом, роль отдельных групп или лиц в коллективном проекте;
научность, убедительность и выразительность выступления;
раскрытие содержания проекта на презентации;
использование средств наглядности, технических средств, ответы на вопросы.
При реализации метода проектов на практике учитель ориентирует учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, ставя в приоритет деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
Подготовку учащихся к учебному проектированию целесообразно начинать с мини-проектов, которые предполагают решение несложной проблемы. При этом мини-проект должен соответствовать уровню психофизического развития учащихся, быть рассчитан на недлительную его реализацию (в течение одного-двух уроков) и обязательно включать самостоятельную поисковую, исследовательскую и творческую деятельность учащихся (совместную или индивидуальную). Более эффективными являются проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока.
Рекомендуем для обучения учащихся проектной деятельности на межпредметной основе выделить на каждый класс по одному часу в неделю из компонента учреждения образования учебного плана учреждения общего среднего образования соответствующего вида на текущий год с использованием учебно-методических комплексов (учебные программы, дидактические материалы, методические рекомендации) по формированию функциональной грамотности учащихся при изучении учебных предметов гуманитарного, историко-обществоведческого и социокультурного, математического и естественно-научного образования. Учебно-методические комплексы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. III–IV классы / Учебно-методические комплексы факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся; Учебные предметы. V–XI классы / Учебно-методические комплексы факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Начало и завершение четвертей, каникул
В 2024/2025 учебном году организация образовательного процесса осуществляется по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – со 2 сентября по 26 октября 2024 г.;
вторая – с 4 ноября по 24 декабря 2024 г.;
третья – с 8 января по 22 марта 2025 г.;
четвертая – с 31 марта по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта по 23 мая 2025 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 8 дней с 27 октября по 3 ноября 2024 г. включительно;
зимние – 14 дней с 25 декабря по 7 января 2025 г. включительно;
весенние – 8 дней с 23 марта по 30 марта 2025 г. включительно;
летние – 92 дня с 1 июня по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня по 31 августа 2025 г. включительно.
Для учащихся I и II классов (III классов для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в третьей четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.
2. Организация подготовки учреждения общего среднего образования (далее, если не указано иное, – УОСО) к началу 2024/2025 учебного года
Организация подготовки УОСО к началу учебного года регулируется Положением о порядке подготовки учреждения общего среднего образования к началу учебного года, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2024 г. № 141.
Состояние готовности УОСО к началу учебного года определяется в соответствии с требованиями к мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процессов, требованиями по обеспечению пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими требованиями, иными требованиями, установленными законодательством об образовании.
2.1. Обращаем внимание на необходимость соблюдения требований к режиму учебных занятий (занятий), установленных в Приложении 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502) (далее – ССЭТ).
2.2. Акцентируем внимание, что в УОСО безопасная организация образовательного процесса, в том числе в учебных кабинетах по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика», «Трудовое обучение», «Допризывная (медицинская) подготовка», и воспитательной работы во внеучебное время регламентируется локальными правовыми актами УОСО (основание – Правила безопасности организации образовательного, воспитательного процессов при реализации образовательных программ общего среднего образования, которые устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процессов и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного и воспитательного процессов, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227).
3. Напоминаем, что порядок деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов определен в пунктах 41 и 44 Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 19 сентября 2022 г. № 322 (далее – Положение об УОСО).
Согласно пункту 41 Положения об УОСО классы делятся:
на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек) при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение»
в V–IX классах и по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в X и XI классах. Допускается в специализированных лицеях деление классов на две группы при наполняемости класса не менее 20 учащихся мужского пола при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в VII и VIII классах и по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в VII–XI классах;
на группы юношей и девушек при проведении учебных занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X и XI классах. При делении класса на группы в VIII (VII)–XI классах кадетских училищ, специализированных лицеев допускается не учитывать пол;
при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее
9 учащихся;
на две группы в базовых школах, средних школах, кадетских училищах при наполняемости класса не менее 24 учащихся; школах-интернатах, санаторных школах-интернатах, вечерних классах средних школ, гимназиях, лицеях, университетах, академиях (консерваториях), специализированных лицеях, гимназиях – колледжах искусств при наполняемости класса не менее 20 учащихся при проведении учебных занятий по учебным предметам:
«Информатика» – в VI–XI (XII) классах;
«Математика» – при проведении практикумов по решению задач
в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета;
«Физика» – при проведении фронтальных лабораторных работ
в VII–XI (XII) классах, практикумов по решению задач в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета;
«Биология» – при проведении лабораторных и практических работ в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета;
«Химия» – при проведении практических работ в VII–XI (XII) классах, лабораторных опытов в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета;
«Астрономия» – при проведении астрономических наблюдений в XI (XII) классе;
на две группы в гимназиях – колледжах искусств при проведении учебных занятий по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства и по которым образовательный процесс осуществляется не индивидуально.
В случае когда количество учащихся в классе меньше установленного в пункте 41 Положения об УОСО для деления класса на группы, то согласно пункту 44 учреждение образования при реализации образовательных программ общего среднего образования может осуществлять деление классов на группы при изучении содержания названных учебных предметов за счет учебных часов компонента учреждения образования типового учебного плана УОСО соответствующего типа.
4. Особенности организации образовательного процесса в вечерних классах средней школы
Образовательный процесс в вечерних классах средней школы организуется в соответствии с учебным планом вечерних классов средней школы, разработанным на основе части типового учебного плана, касающейся вечерних классов средней школы, с учетом формы получения образования (очной или заочной) и учебными программами по учебным предметам для X и XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с учетом трехгодичного срока обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. В образовательном процессе в вечерних классах средней школы по всем учебным предметам используются учебники и учебные пособия для X и XI классов.
Суммарное количество обязательных контрольных работ по учебным предметам, предусмотренным для изучения на III ступени общего среднего образования, равномерно распределяется на все три года получения среднего образования.
Для учащихся вечерних классов средней школы, которые получают образование в заочной форме, в каждой четверти учебного года проводятся учебные занятия в соответствии с учебным планом средней школы для вечерних классов (заочная форма получения образования), а в период между учебными занятиями – факультативные, стимулирующие занятия и консультации. Период проведения учебных занятий в каждой четверти определяется руководителем средней школы, в которой созданы вечерние классы, и доводится до сведения участников образовательного процесса. Во время учебных занятий проводятся обязательные контрольные, лабораторные и практические работы.
Для учащихся вечерних классов средней школы может быть организовано проведение факультативных занятий (очная, заочная формы получения образования), стимулирующих занятий (очная, заочная формы получения образования), поддерживающих занятий (очная форма получения образования), консультаций (заочная форма получения образования).
При организации образовательного процесса по учебным предметам в вечерних классах средней школы учителя должны руководствоваться приложениями к настоящему инструктивно-методическому письму.
В соответствии с частью третьей пункта 3 Приложения 12 к ССЭТ продолжительность перерывов между учебными занятиями в вечерних классах должна быть не менее 10 минут, после второго учебного занятия – не менее 15 минут.
5. Организация факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, консультаций, занятий игровыми видами спорта
Факультативные занятия для учащихся I–IV классов проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Для учащихся V–XI (XII) классов факультативные занятия могут проводиться в режиме шестидневной недели. В шестой школьный день могут проводиться занятия по игровым видам спорта для учащихся I–XI (XII) классов.
Напоминаем, что факультативные занятия могут быть организованы УОСО для учащихся иных УОСО посредством сетевой формы взаимодействия. Порядок и условия реализации образовательных программ общего среднего образования, в том числе и при организации факультативных занятий, посредством сетевой формы взаимодействия определены в Положении о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 572 «О вопросах реализации образовательных программ». Разъяснения по вопросам внедрения сетевой формы взаимодействия даны в письме Министерства образования от 15 декабря 2023 г. № 02-01-14/14148/дс.
Порядок объединения учащихся нескольких классов (параллельных классов) в группы для организации занятий определен в пункте 51 Положения об УОСО, согласно которому:
учащиеся, как правило одного или параллельных классов, объединяются в группу для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, консультаций (для учащихся вечерних классов в средней школе, которые получают общее среднее образование в заочной форме);
наполняемость группы для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, консультаций должна составлять:
не менее 3 учащихся при проведении факультативных занятий в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах;
не менее 5 учащихся при проведении факультативных занятий в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа;
не менее 3 учащихся при проведении стимулирующих, поддерживающих занятий и консультаций (для учащихся вечерних классов средней школы, которые получают общее среднее образование в заочной форме).
Обращаем внимание:
составы групп для проведения факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования утверждаются приказом руководителя учреждения образования или уполномоченным им лицом (основание – пункт 53 Положения об УОСО);
факультативные занятия, в том числе факультативные занятия по основам безопасности жизнедеятельности, радиационной безопасности (для учащихся УОСО, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения), факультативные занятия, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности, планируются отдельным расписанием, которое утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом).
6. Особенности организации факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности
В соответствии с частью второй пункта 49, пунктом 50 Положения об УОСО факультативные занятия музыкальной, хореографической и театральной направленности могут проводиться совместно учителем, который реализует содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий, и концертмейстером (аккомпаниатором). По решению учредителя УОСО, в котором организуются факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, допускается:
осуществлять образовательный процесс индивидуально при освоении на факультативных занятиях музыкальной направленности содержания учебной программы факультативных занятий для I–IX классов, направленной на обучение игре на соответствующем инструменте. На каждого учащегося отводится 2 учебных часа в неделю;
осуществлять образовательный процесс в группах
с наполняемостью не менее 2 учащихся при освоении содержания учебных программ факультативных занятий музыкальной, театральной и хореографической направленности для I–IX классов, направленных на формирование музыкальной культуры средствами вокального или музыкально-инструментального искусства, а также на формирование хореографической, театральной культуры средствами хореографического, театрального искусства. На каждую группу из числа учащихся одного или параллельных классов отводится 1 учебный час в неделю;
осуществлять образовательный процесс в группах
с наполняемостью не менее 2 учащихся при освоении содержания учебных программ факультативных занятий художественной направленности для I–IX классов, направленных на формирование художественной культуры средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. На каждую группу из числа учащихся одного или параллельных классов отводится не более 3 учебных часов в неделю.
Факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности проводятся в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь и размещенными на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности; Перечень учебных программ факультативных занятий.
В соответствии с частью четвертой пункта 93 ССЭТ при организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленности в учреждениях общего среднего образования максимальный допустимый объем учебной нагрузки на одного учащегося в неделю может быть увеличен во II–IV классах на 2 учебных часа, в V–XI классах – на 3 учебных часа.
7. Профориентационная работа
На создание целостной системы профориентационной работы, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих комплексную поддержку профессионально-образовательного выбора обучающихся с целью формирования прочной мотивационной основы для самореализации, направлены положения Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь
от 29 марта 2022 г. № 20/7/57 (далее – Концепции развития профессиональной ориентации).
В подпункте 5.2 пункта 5 Концепции развития профессиональной ориентации определены особенности процесса профориентации учащихся УОСО, которые необходимо учитывать в профориентационной работе при реализации соответствующего вида образовательной программы общего среднего образования.
На I ступени общего среднего образования у учащихся формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируются потребность быть полезным людям, элементарные представления о многообразии профессий и о роли различных видов экономической деятельности, современного производства в жизни человека и общества, бережного отношения к материальным ценностям.
Профориентационная работа на I ступени общего среднего образования осуществляется на учебных и факультативных занятиях, во время проведения экскурсий, тематических внеклассных и внешкольных мероприятий.
На II ступени общего среднего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых, формируется успешный опыт практической деятельности и на этой основе обеспечивается осознанный выбор профиля обучения на III ступени общего среднего образования или учреждения образования для обучения по образовательным программам профессионально-технического или среднего специального образования.
Важнейшим направлением профориентационной работы на данной ступени является повышение престижа профессий рабочего, формирование позитивного образа человека труда. Этому способствуют совместные мероприятия с учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждения профессионального образования), проводимые как на базе УОСО, так и учреждений профессионального образования, экскурсии на промышленные предприятия региона, организация допрофильной подготовки, общественно полезного труда, проведение факультативных занятий.
На III ступени общего среднего образования целевыми ориентирами профессионального самоопределения учащихся являются организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение учащихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность; определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов; формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе профессионального выбора и проектирования успешной карьеры; формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами; построение учащимися личного профессионального плана, предусматривающего осознанный выбор профессии рабочего (должности служащего) и канала получения профессионального образования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.
Профориентационная работа на III ступени общего среднего образования осуществляется при изучении на повышенном уровне отдельных учебных предметов в профильных классах; проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности; освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в базовых классах с последующей сдачей квалификационного экзамена.
Общими актуальными направлениями профориентационной работы в УОСО являются:
формирование у учащихся устойчивой мотивации к труду, осознанному планированию и выбору будущей профессиональной деятельности с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных склонностей, потребностей рынка труда;
реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и занятий в объединениях по интересам;
формирование у учащихся позитивного отношения к профессиям рабочего и желания их получить;
организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;
освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»;
взаимодействие с организациями различных видов экономической деятельности;
установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
комплексная профориентационная поддержка взросления учащихся;
использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение онлайн- консультаций, конференций;
проведение мероприятий профориентационной направленности во внеучебное время;
профориентационная работа с законными представителями учащихся;
оформление в УОСО кабинета, уголка профориентации.
Необходимым в профориентационной работе является сотрудничество УОСО с учреждениями, реализующими образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, органами по труду, занятости и социальной защите.
7.1. Допрофильная (допрофессиональная) подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом для осознанного выбора учащимися уровня основного образования с учетом собственной индивидуальности для продолжения образования по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, который ориентирован:
на выявление интересов, склонностей и способностей учащихся;
оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе учебных предметов для их изучения на повышенном уровне в VIII–IX классах, факультативных занятий, профиля образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной сферой трудовой деятельности;
развитие у учащихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимых для трудовой мобильности.
Акцентируем внимание, что в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі» в VIII и IX классах базовой школы, средней школы, средней школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гимназий предусмотрена возможность изучения учебных предметов на повышенном уровне. При этом, как и в предыдущие годы, для изучения на повышенном уровне отдельных учебных предметов количество учебных часов может быть увеличено не более чем на 2 часа за счет учебных часов компонента учреждения образования учебного плана УОСО без увеличения максимально допустимого объема учебной нагрузки в неделю на одного учащегося и в рамках общего количества учебных часов, финансируемых из бюджета.
Рекомендации по организации изучения на повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы.
В целях создания условий для формирования готовности к профессиональному самоопределению, положительного эмоционального отношения к будущей профессиональной деятельности, оказания информационной поддержки учащимся в выборе сферы будущей профессиональной деятельности рекомендуем использовать следующие учебные программы факультативных занятий в VIII и IX классах: «Профессия моей мечты», «Туризм», «Юный пограничник», «Основы экологии и профессиональное будущее».
Указанные учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности.
Для учащихся IX класса, желающих продолжить образование по техническим специальностям на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуем организовать факультативные занятия, направленные на повышение их графической грамотности, по учебной программе «Техническая графика», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июня 2020 г. № 164, с использованием учебника: Виноградов В. Н. Черчение: учебник для 9 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. языком обучения / В. Н. Виноградов. – Минск : Национальный институт образования, 2014. – 216 с. (Чарчэнне : падручнік для 9 кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / В. Н. Вінаградаў. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2014. – 216 с.).
Учебная программа факультативных занятий и учебник размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности.