ГУ «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Семья: психология зависимости
(информационно-методический материал)
Различные исследователи, которые занимаются изучением проблем современной семьи, отмечают падение престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост алкоголизма и насилия в сфере семейно-бытовых отношений. И как следствие, повышение риска подверженности детей стрессам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Главной особенностью неблагополучных семей является разрушительное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
Обычно в неблагополучной семье ребенок испытывает эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование его переживаний), в результате чего у него появляются чувство униженности, стыда за себя и родителей, страх и боль за свое окружение. Наиболее распространенными являются семьи, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек зависимого поведения вовлекает в свое заболевание все свое окружение, поэтому медицинские работники стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью.
Алкоголизм является самым мощным неблагополучным фактором, который разрушает не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Он может оказаться фатальным на протяжении всей жизни ребенка, а не только в момент зачатия и беременности. Изучение взрослых людей, страдающих от алкоголизма, показало, что в их заболевании очень большую роль играют психические травмы раннего детства.
Родители, забыв о своих обязанностях, целиком и полностью погружаются в свои пороки, что сопровождается потерей нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. Вся их жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами семьи конфликтные. Такие семьи стараются тщательно скрыть неприятные семейные проблемы от окружающих, и в их правилах огромное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используется эмоциональное давление. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Психологи установили основные признаки таких семей:
1. Нечеткость личностных границ. Так как жизнь алкогольной семьи непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие нет, они теряют опору под ногами. Это приводит к размытости границ личности.
2. Отрицание. Многое в жизни такой семьи построено на лжи, поэтому ребенок не умеет распознавать правду. Взрослые отрицают неблагополучный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле правильно.
3. Непостоянство. Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны родителей. Ребенок старается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая агрессивные формы поведения.
4. Низкая самооценка. Воспитание в такой семье принуждает ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это происходит потому, что он недостаточно хорош, совершает много ошибок.
В результате он начинает считать, что он «заслуживает» все-то плохое, что
с ним происходит. Постепенно утрачивается его самоуважение, а вина взрослых приписывается себе.
5. Незнание о том, как живут здоровые семьи. В здоровой семье создаются подходящие условия для личностного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. В зависимой семье атмосфера нестабильна, поскольку алкоголизм забирает много энергии, которая в нормальной семье направляется на поддержание благополучия всех членов семьи.
Своеобразным показателем психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным личностным изменениям у неё, комплекс которых означается термином «созависимость». Созависимость определяют как эмоциональное и поведенческое состояние, которое развивается в результате длительного воздействия стресса, не позволяющее открыто выражать свои чувства. Созависимыми могут быть как жены, так и любые другие родственники. Сам больной зависит от алкоголя, а те, кто живет рядом с ним, зависят от его пристрастия и состояния.
Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и психологическими характеристиками созависимых членов, чаще всего жены:
- созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. У жен размыты границы личности, потому что вся жизнь вертится вокруг больного супруга, и она воспринимает его проблемы как свои собственные. При этом ее заботит вопрос о том, какое впечатление она и ее семья, производят на окружающих. По этой причине она берет на себя всю ответственность за происходящее в доме;
- созависимый член семьи иногда сознательно принимает на себя роль мученика ради сокрытия пьянства другого от окружающих и сохранения семьи. Например, жена верит в то, что страдает за правое дело, и считает себя спасателем. В ущерб детям она тратит много энергии на заботу о пьющем муже, ведет без него хозяйство и извиняется за проявляемые им вспышки недовольства и агрессии. Кроме того, она пытается контролировать мужа упреками, скандалами и придирками. Затем начинает действовать: прятать алкоголь, изымать деньги, старается организовать досуг, увлечь мужа каким-то занятием, чтобы отвлечь от пагубного пристрастия. Но чаще всего такой контроль не приводит к желаемому результату и пьянство мужа не прекращается;
- жены вовлечены в процесс сокрытия правды, они заботятся только
о том, чтобы их семья производила внешне благоприятное впечатление, и по этой причине скрывают свои истинные чувства перед окружающими. Все это не проходит бесследно. Ложь связана с утратой моральных принципов, потому что обманывать себя (как и других) – это всегда разрушительный процесс. Обман является своеобразной формой духовной деградации;
- созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает
о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Это ей кажется второстепенным;
- многие поступки «созависимой» жены мотивированы страхом, так как действия больного алкоголизмом непредсказуемы. В этих условиях, из-за опасений, что с близкими что-то случится, жена усиливает контроль, становясь неспособной изменять ситуацию.
Супружеские отношения неблагополучных семей стремятся к крайностям: супруги легко переходят от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от эмоционального отчуждения к интимности. Подобные взаимоотношения между супругами не могут не сказаться на детях, которым трудно понять смысл резко меняющихся отношений родителей друг к другу и к ним. Все это еще больше усиливает проблему семьи, для решения которой ни один из супругов не предпринимает действенных мер.
Чаще всего больные алкоголизмом используют отрицание как примитивный механизм защиты, они отрицают связь между своим пьянством и проблемами, которые возникают в результате этого. Отрицание этого связано с большим психическим напряжением и может вызывать сильные чувства вины, тревоги, ярости. Как пьющий не хочет, чтобы его расценивали как алкоголика, так и члены семьи не хотят быть признанными жертвами.
Близость состояний пристрастия к алкоголю и созависимости проявляется в том, что в обоих случаях человек теряет энергию, здоровье, способность трезво мыслить и адекватно переживать. Свои усилия каждая из сторон направляет в непродуктивное русло: пьющий муж озабочен навязчивыми мыслями о прошлой или будущей выпивке, а созависимая жена так же навязчиво думает о том, как проконтролировать его поведение.
В результате подобной связи у обоих возможно появление сходных расстройств в виде нарушения деятельности органов пищеварения, головных болей, гипертензии и других проблем со здоровьем.
С учетом того, что созависимость, как и алкоголизм, оказывает негативное воздействие на личность, с ней необходимо бороться. Но при этом важно уметь распознавать состояние «созависимости», так как проявления его довольно разнообразны и во многом сходны с внешней симптоматикой других психических и эмоциональных состояний.
Критерии распознавания созависимости:
- страх – не прекращаемая тревога, неприятные предчувствия, недоверие к людям, гиперответственность;
- вина – непреходящее чувство стыда, как за свое поведение, так и за поведение других; изоляция, чтобы скрыть позор семьи; ненависть к себе;
- отчаяние – безнадежность в отношении изменения ситуации, мрачный взгляд на мир, низкая самооценка и чувство поражения в жизни, что не соответствует реальности;
- гнев – постоянное чувство ярости на больного и на семью, страх потерять контроль в гневе, агрессивность в отношении больного алкоголизмом;
- отрицание – упорное отрицание источника семейных бед, настойчивое скрытие проблем, оправдание;
- отсутствие гибкости мышления – ригидность морально-духовных принципов и преобладание чувства вины, жалости к себе, гнева;
- нарушение понятия собственных потребностей – утрата способности говорить о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении, трудности в определении границ своего и страх быть брошенным, беспокойство о том, что подумают другие;
- смещение понятий – сомнения относительно того, что является нормальным, не умение распознавать и обозначать чувства, легковерие, доверчивость и нерешительность.
Созависимость приводит к страданиям всех ее членов. Особенно уязвимы дети. Отсутствие достаточного жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что ссоры и скандалы, непредсказуемость, отсутствие безопасности и отчужденное поведение родителей сильно травмируют детскую душу. Риск перенять вредную привычку у них выше, чем у тех детей, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Они теряются в принятии решений, склоны к обману, отличаются заниженной самооценкой и отсутствием чувства юмора, в дальнейшем у них возникают трудности в общении. Самое важное, что большинство из них подстраиваться под окружающих и не имеют своего мнения. Многие из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Дети пьющих родителей составляют группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.
Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает негативные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, вырабатываются определенные правила, которые передаются от взрослых
к детям и становится их жизненной установкой: «не говори, не доверяй, не чувствуй». Дети боятся «выделиться» и просить о помощи из-за стереотипов, связанных с пьянством, а также из-за того, что они не хотят быть отвергнутыми в своей семье. Кроме того, они становятся недоверчивыми
из-за несдерживаемых родителями обещаний, словесного и физического насилия, объектом которого они нередко являются.
Они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства и умеют отстраняться от своих эмоций и мыслей по поводу происходящего
в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них все благополучно.
Но, пожалуй, наиболее уязвимыми они становятся в подростковом возрасте. Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает апатия, нежелание что-то предпринимать и к чему-то стремиться. Вместе с тем рождается агрессивность, склонность к деструктивному поведению.
Изменения в характере ребенка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи. Психологами выделен ряд семейных условий, которые больше всего влияют на становление личности:
Сокрытие семейных проблем. В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей все плохое, что связано с пьянством. Дети становятся жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой, боятся открыто говорить об истинном положении вещей.
Уход от реальности. По мере становления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство, поэтому они всеми силами они стремятся скрыть позор семьи от соседей и сверстников. Они не могут обсуждать проблемные вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что их страшная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. В этих условиях обман становятся важными элементами жизни не только в семье, но и за ее пределами. Чем больше секретности, тем больше запутанности, конфликтов и ссор, отчужденности членов семьи и одиночества. Ребенок, вынужденный жить
в таком окружении, не находит этому объяснения и не чувствует себя защищенным в семье. Ребенок чувствует свое бессилие и, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу и впадает в состояние стресса.
Двойственность и лицемерие. Живущий в алкогольной семье ребенок довольно часто слышит такое, что содержит в себе явно противоречивый смысл. Подобные обращения к детям называют смешанными посланиями, или информацией с двойным смыслом. Родители требуют от ребенка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что происходит в семье. Особенно это проявляется во взаимоотношениях с пьющим отцом. В трезвом виде отец бывает внимательным, нежным, заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным, злым и даже жестким. Ребенку трудно понять, каков его отец на самом деле, он не может поверить в «плохого папу» и пытается отрицать нелегкую правду. Подобная двойственность чувств, испытываемых к пьющему отцу, изматывает ребенка, может вызвать даже нервное истощение.
Ссоры и конфликты. В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и поступках. Словесные ссоры и сопровождающая их агрессия оказывают на ребенка травмирующее воздействие. Постоянно наблюдаемые споры, ругань, недовольства взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль общения.
Состояние тревоги и страха. Поведение родителей с алкогольной зависимостью отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются агрессия, родители используют угрозы для демонстрации своей силы. Все это делает атмосферу в семье тревожной и угнетающей. Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит скандальный отец, и по этой причине часто предпочитают проводить время вне дома. Побеги детей из дома есть не что иное, как защитное поведение, они пытаются уберечь себя от кошмара, который там происходит.
Часто пьющий отец приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена протестует против их прихода, муж выгоняет ее с ребенком из дома. Ни плач, ни мольба, ни уговоры не останавливают его. Так появляется не покидающий детскую душу страх за будущее, который с годами не проходит, а все больше усиливается.
Разочарование. В алкогольной семье взрослые обычно не выполняют своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, безответственность родителей их тяготит, и они со временем перестают верить обещаниям. В душе они думают, что родители совершили предательство, поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что дети из алкогольных семей даже взрослыми продолжают никому ни в чем не доверять, оставаясь социально незрелыми.
Быстрое взросление. Дети в алкогольной семье быстро взрослеют по сравнению с детьми из благополучных семей. Часто они вынуждены брать на себя родительские функции по решению бытовых проблем и заботиться
о пьющих родителях. Не свойственная их возрасту, забота и взятая на себя родительская роль, лишает их беззаботного детства. Дети вырастают и начинают мстить за свое осквернённое детство, проявляя агрессию к другим, тем самым эстафета ненависти и жестокости продолжается. Такие люди живут с чувством, что их обокрали, и переносят свое недовольство на тех, кто рядом с ними.
Скрытое и явное насилие. Пьющие родители утрачивают контроль над своим поведением, и могут проявлять физическое насилие по отношению
к детям, не соизмеряя свою силу. В алкогольных семьях часто распространены различные формы наказания, унижающее человеческое достоинство: лишение пищи, одежды, запирание на долгое время, публичная порка. Некоторые дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Последствия этой агрессии проявляются в виде глубоких психологических травм, которые сказываются на всей их последующей жизни. Даже став взрослыми, дети испытывают чувства вины и стыда, ненависть, отчаяние, часто впадают в депрессию.
Запущенный ребенок. Часто в алкогольных семьях дети остаются предоставленными сами себе, им не обеспечивают даже элементарный уход, что представляет серьезную угрозу их физическому и психическому здоровью. Эмоциональные потребности детей также игнорируются. Со временем это начинает проявляться в неумении их понимать состояние другого человека, сопереживать ему. Они не усваивают простых обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье.
Заниженная самооценка. Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствует формированию заниженной самооценки. Причину отсутствия родительской любви дети начинают искать в себе и приходят
к выводу о том, что они ее не достойны. Все это проявляется в виде недостаточного чувства собственного достоинства.
Жизнь в виртуальном мире. Реальность, с которой взаимодействуют дети зависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Выдумки и мифы вытесняют реальность, заменяют ребенку действительность и ребенок приучается плыть по течению.
В результате фантазирования у них складываются искаженные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Это толкает их
к уходу в себя и мотивами могут быть следующие:
- причину родительской зависимости от алкоголя, ребенок видит в себе и думает, что если он изменится в лучшую сторону, родители перестанут пить;
- дети переживают чувство отверженности, считают, что они не такие, как все, и это вносит дискомфорт в их жизнь;
- многие из них иллюзорно представляют, что могут контролировать обстоятельства, однако изменить что-либо в семье не могут. Невозможность реализовать фантазии о своем всесилии порождает у ребенка чувство вины, неопределенности и безнадежности. Попытка сдержать пьянство родителей заканчивается неудачей, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность что-либо изменить в своей жизни;
- дети ждут, что кто сможет изменить ситуацию в семье к лучшему. Этот миф появляется на основе чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Появляется призрачная надежда, однако она блокирует внутреннюю активность. Ожидание помощи извне, приводит к отказу действовать, что часто приводит ребенка к депрессии.
Таким образом, пристрастие родителей приводит не только к душевной травме ребенка, но и негативно сказывается на формировании его личности. Это ощущается впоследствии всю жизнь. Они вырастают с убеждением, что мир небезопасен, и доверять людям нельзя. Чувства вины, страха и обиды, которые возникают у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Вырастая, дети алкоголиков не осознают этих чувств, не знают, в чем их причина и что с ними делать. Но именно в соответствии с ними они строят свою жизнь и отношения с другими людьми. Очень часто у них появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей и движимые этими чувствами прибегают
к алкоголю и наркотикам.
Семья с зависимыми родителями опасна не только для своих детей, но и разрушительным воздействием на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминальной атмосфере, которая царит в среде пьющих людей.
Психопрофилактика и психокоррекция «созависимового» поведения в семье: методическая часть.
Развитию зависимого поведения в семье часто предшествуют трудные жизненные ситуации: сложные эмоциональные условия проживания, разочарование, крушение надежд, конфликты в семье, утрата близких, смена привычной обстановки. Вместо того, чтобы конструктивно решать жизненные ситуации, члены семьи выбирают уход от проблем с помощью принятия алкоголя или наркотических веществ. Подобный способ закрепляется в их поведении, и становиться устойчивой жизненной стратегией.
Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе валеологов и психологов. Употребление алкоголя или наркотических средств начинается по разным причинам. Поэтому профилактика зависимости должна создавать такие жизненные условия, которые моделировали бы ситуации, помогающие предотвратить развитие пагубных привычек. Профилактика зависимости должна давать импульсы для более активного общения с другими людьми и собой, иметь возможность доверить кому-либо свои проблемы, знать, где и от кого можно получить помощь. Восприятие и выражение своих чувств одна из важных задач профилактической работы. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой и держать ее под контролем защитят семью от бытовых и профессиональных неурядиц, которые встречаются на их жизненном пути.
Особенности оказания помощи созависимым людям в ситуации психологического кризиса.
Рассматривая систему коррекционных мероприятий с «созависимыми» людьми, необходимо отметить, что коррекция в каждом отдельном случае вытекает из причин, лежащих в основе нарушений, а поэтому ее нельзя свести к каким-то определенным методам и техникам вне контекста проблемы. Показания к коррекции должны исходить из индивидуальной подробной диагностики.
Можно выделить основные факторы созависимового человека.
- Нарушение в сфере ценностных ориентации: нечеткость и незрелость системы ценностей, сосредоточение на какой-то одной ценности (например, материальных ценностях).
- Использование мало адаптивных мыслительных установок, которые искажают восприятие информации и ведут к неблагоприятным реакциям.
- Нарушение семейных, интимных отношений.
- Высокая восприимчивость к стрессовым нагрузкам.
- Невозможность, трудность в реализации наиболее значимых потребностей.
- Отсутствие четко сформулированной цели в жизни.
- Внутренний конфликт между ценностями и нормами.
Таким образом, целесообразно применение широкого диапазона техник и методик в рамках следующих видов коррекции и терапии:
- артпсихотерапия;
- когнитивная терапия;
- семейная терапия;
- тренинг личностного роста;
- экзистенциальная терапия;
- рациональная терапия и т.д.
Психопрофилактическая работа с «созависимыми» людьми имеет несколько особенностей, и заключаются в следующем:
- Неотложный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для человека проблемы.
- Нацеленность на выявление и негативных установок, приводящих к развитию тревожных переживаний.
- Поиск и тренинг неиспользованных человеком способов разрешения актуального конфликта, которые повышают уровень
социально-психологической адаптации, обеспечивают рост человека и выносливость его к будущим кризисам.
Выделенным моментам соответствуют три метода психокоррекции: поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимое для разрешения ситуации.
Схематично эти задачи могут быть представлены в виде следующей программы.
Поддержка.
- Установление психологического контакта.
- Раскрытие сути переживаний.
- Мобилизация личностной защиты.
- Заключение соглашения на преодоление конфликтной ситуации.
Кризисное вмешательство.
- Рассмотрение способов решения кризисной проблемы.
- Выявление установок, которые блокируют оптимальные способы разрешения психологического кризиса.
- Коррекция неблагоприятных установок.
Повышение уровня
жизни».
Беседа с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса, – дело тонкое и требует тщательной предварительной подготовки. Как показывает опыт работы с созависимым человеком для того, чтобы беседа прошла эффективно, она должна быть построена определенным образом и складываться из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою задачу и предполагает использование определённых приемов.
Приглашение на беседу. Нежелательно вызывать к себе человека на беседу через третьих лиц. Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо адаптации.
- Тренинг личностного роста.
- Выработка навыков самоконтроля.
- Введение новых значимых для человека навыков адаптации после окончания работы.
Психокоррекция может осуществляться в индивидуальной, семейной и групповой формах.
Созависимость чаще всего связывается с нарушениями в эмоциональной сфере, которые вызываются какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Такой психологический дисбаланс может возникнуть внезапно, но чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, напряжение переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение «потери смысла несложной просьбой или поручением, выполнение которого даст повод для встречи.
Место беседы. Можно, конечно, провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное – отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился.
Поведение во время беседы. В ходе беседы старайтесь не делать никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником.
Начальный этап беседы. Главная задача этой встречи заключается
в установлении эмоционального контакта с человеком, которые характеризуются высокой степенью доверительности. Необходимо убедить индивида в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. В процессе беседы формируется более полное представление о личности человека, его потребностях, интересах и ценностях. Необходимо уточнить также сведения о членах семьи. Слушая собеседника, обращайте внимание не только на его слова, но и старайтесь выявить подтекст, замечайте недомолвки, оговорки, следите за манерой общения и поведения, особенностями речи, жестов, мимики, они не меньше слов помогут вам определить, установлен ли тот взаимный контакт, когда можно будет переходить ко второму этапу беседы.
Второй этап беседы. В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась созависимая ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние человека. Один из наиболее существенных моментов этого этапа – снятие у человека ощущения безвыходности его ситуации.
Установив причины и последовательность развития проблемы, необходимо преодолеть имеющееся у человека представление об исключительности его неблагоприятной ситуации, убедить в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо и причины могут быть устранены. С этой же целью можно использовать вопросы, сформулированные таким образом, что сам ответ на них будет предполагать изменение позиции человека по отношению к его проблемам и трудностям.
В ходе этого этапа необходимо использовать приемы, поддерживающие и углубляющие содержание беседы. К ним относятся высказывания, направленные на внесение последовательности в рассказ.
В результате переживаемой эмоциональной напряженности собеседник может забегать вперед в своем рассказе или пропускать некоторые моменты. В то же время, человек в ходе беседы, часто фиксируются на психотравмирующих моментах и это необходимо решительно преодолевать, так как негативные переживания могут усиливаться.
Приведение фактов в определенную систему во многих случаях приводит человека к изменению оценки ситуации, к осознанию того, что неблагоприятная ситуация, вполне поправима. Да и сам процесс рассказа о своей ситуации и переживаниях способствует снятию отрицательных эмоций. В ходе беседы могут возникнуть паузы. В этих случаях желательно использовать повторение некоторых моментов, сообщенных ранее, тем самым проявляя заинтересованность в собеседнике.
В завершение второго этапа беседы целесообразно высказать четкую формулировку ситуации и дать понять, что, какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята, и вы ее понимаете.
Третий этап беседы. Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению тяжелой ситуации. Основываясь на вышеизложенные факты, необходимо предложить определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из кризиса. Преодоление тяжелой ситуации разбивается на мелкие, разрешимые задачи. Советы необходимо давать мягко и ни в коем случае не настаивать на их истинности, обращаясь к собственному опыту. Наиболее важными будут те рекомендации, которые опираются на систему ценностей самого человека, в противном случае он будет отвергать навязываемые ему взгляды.
В некоторых случаях в ходе планирования действий созависимый человек занимает пассивную позицию, пытается вернуться к обсуждению проявления своего эмоционального состояния. В этом случае необходимо вернуть собеседника к обсуждению конкретных планов.
В результате анализа вырабатывается план поведения, направленный на преодоление неблагоприятных обстоятельств. Совместный поиск способов решения проблемы придаст человеку уверенность в собственных силах, повысит его самооценку.
Четвертый (завершающий) этап беседы. Это этап окончательного формирования решения, активной психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко. В тех случаях, когда человек выражает сомнения относительно каких-либо частей намеченного плана, на них следует остановиться особо, при этом проявить настойчивость, подобрать веские аргументы и доказательства.
Важнейшим условием профилактической беседы является ее анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная человеком, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было. Нарушение этого принципа подрывает основу доверия, что в конечном итоге делает дальнейшую профилактическую работу чрезвычайно затруднительной. После беседы необходимо тщательно осмыслить ее результат, сделать необходимые записи и продумать основные направления последующей работы.
Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей человека и сложившейся ситуации. Но бывает так, что беседа пойдет иным путем, этапы могут меняться местами, совмещаться. Бояться этого не нужно, так как любая схема несет в себе элемент условности. Творческое применение этой методики, искреннее желание помочь человеку в беде, удержать его от рокового шага должно быть главным ориентиром в вашей работе.
Результат всякого обучения – это твердое знание, четкий навык. Это всегда нечто определенное и конечное. Наработать определенные навыки можно в результате групповой работы, например в тренинге.
Тренинг – краткосрочные обучающие занятия, которые направлены на создание и развитие определенных навыков в сочетании с усилением мотивации.
Преимущества занятий с элементами тренинга. В процессе занятия отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы для достижения конкретных целей. На занятии сочетаются различные формы обучения – подача информационного материала, разбор ситуаций, ролевые игры, притчи, мозговой штурм, методы арт-терапии, упражнения на отработку необходимых навыков. Тренинг служат отличным средством восстановления сил, действенной формой реабилитации. Участие в этих играх даст членам семьи бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщит их
к общению, позволит пережить радость творческого усилия, восторг новых эмоций и чувств. В процессе тренинга, члены группы полнее раскрывают себя и больше узнают друг о друге. Более глубоким становится взаимное доверие. Кроме того, тренинг способствует обогащению внутреннего мира человека, позволяет ему развить ценные качества и способности, не теряться в экстремальных ситуациях и полнее впитывать позитивный жизненный опыт. Все это необходимо для того, чтобы лучше ориентироваться в своих собственных возможностях и лучше управлять ими.
Как организовать и провести занятия. Ключевыми вопросами здесь являются мотивация членов группы, взаимоотношения ведущего с участниками и специфика «психологического микроклимата».
Главная задача ведущего не слишком всерьез принимать то положение, которое занимает в группе. Ему необходимо знать психотехнические приемы и уметь организовать процесс, а не выступать в роли «всезнайки-учителя».
Непринужденная, доброжелательная атмосфера в группе – основное условие успешной работы. От степени психологического комфорта в группе зависят их активность, глубина эмоциональной включенности в происходящее и готовность поделиться своими переживаниями. На определенных этапах группового развития у участников может возникать отторжение или наоборот излишняя эмоциональная включенность в проблему. Признаком рабочего настроя группы можно считать выдвижение участниками реальных, жизненно значимых проблем.
Состав группы. Оптимальное количество участников – 6-10 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповых занятий могут проявляться особенно ярко. При дальнейшем увеличении группы происходит снижение личного вклада каждого из ее членов в совместную работу. Глубокий эмоциональный контакт между участниками становится труднодостижимым, а обсуждения слишком часто уводят в сторону. Постоянство состава участников также важное условие эффективности групповой работы.
Условия пространства и времени. Наиболее удобное место для проведения занятий - замкнутое пространство комнаты, кабинета или класса; Помещение для занятий по возможности должно быть освобождено от лишней мебели, необходимы лишь несколько мягких кресел или стульев, на которых могли бы разместиться участники. Временные рамки психотехнических занятий могут значительно изменяться, однако нижний предел указать можно: общая длительность не должна быть меньше тридцати минут. Даже при работе с одним упражнением требуется время для предварительной настройки участников на проблему,
Материалы собраны по принципу кирпичиков, это говорит о том, что их можно комбинировать в зависимости от ситуации и времени.
Игры и упражнения по управлению отрицательными эмоциями:
«Растворение чувства обиды»
Инструкция: Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, который вас обидел. Вызовите в памяти его образ. Произнесите про себя следующую формулу: «Перед моим внутренним взором появляется человек (тот или иной образ)». Повторите упражнение пять раз. Затем мысленно произнесите: «Образ становится все более четким». Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении 2-3 минуты, а потом пусть он исчезнет. Для этого произнесите следующую формулу: «Образ постепенно уходит» (2-4 раза). Образ исчез». Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Упражнение растворяет темные облака накопленной обиды. Делайте упражнение один раз в день, в течение месяца и посмотрите, насколько вам станет легче жить.
«Преодоление раздражительности»
Инструкция: Закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своих переживаниях. Представьте ситуацию, когда вы больше всего раздражаетесь, или конкретного человека, вызывающего у вас это чувство. Вызовите образ (по примеру предыдущего упражнения). Максимально активизируйте воображение, переживите ситуацию, когда вы чувствуете, что этот человек раздражает вас до последней степени. Расслабьте лицо и руки, дайте своей воле приказ успокоиться и представьте, что вы терпеливы, и не поддаетесь ни на какой его вызов. Что бы он ни делал в вашем мысленном представлении, чтобы раздражить вас, вы должны быть терпеливы. Вам это удается. Похвалите себя, почувствуйте удовлетворение. Зафиксируйте, что вам нравится ваше новое поведение. Улыбнитесь. Растворите в вашем воображении вызванный образ, опустите его. Еще раз похвалите себя. Повторяйте упражнение в различных вариациях, с разными людьми до тех пор, пока вы перестанете чувствовать раздражительность в ответ на мелкие неприятности повседневной жизни. Таким путем вы можете постоянно работать над собой, изменяя себя.
«Формирование положительного настроения»
Инструкция: Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, слегка откройте рот. Дышите ритмично, но не глубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться все более поверхностным. Почувствуйте, как ваше тело обретает глубокую расслабленность. Попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри себя. Улыбка озаряет все ваше существо. Вы будто улыбаетесь животом. Ваша улыбка мягкая, едва уловимая, подобная цветку розы, распустившемуся у вас в животе и источающему аромат по всему телу. Почувствуйте, как вместе с улыбкой у вас рождается хорошее настроение и удивительное чувство покоя и внутренней гармонии. «Родив» в себе такую улыбку, вы будете счастливы в течение всего дня. А теперь считаем до шести. «Один» – ноги легкие, «два» – руки легкие, «три, четыре» – сердце и дыхание совершенно нормальные, «пять» – лоб прохладный, «шесть» – руки сильные; глубоко вздохнуть, глаза открыть! Вы чувствуете себя совершенно спокойно и бодро. Упражнение рекомендуется выполнять утром, чтобы положительно настроить себя на весь день.
«В первый раз»
Инструкция: Расслабьтесь и мысленно вспомните жизненные события, где вы впервые испытывали то или иное чувство. Далее ведущий дает перечень незаконченных предложений, которые каждый участник должен завершить. Например:
- Когда в первый раз Вы осознали, что существуете на свете…
- Когда вы впервые столкнулись с несправедливостью…
- Когда в первый раз Вы испытали чувство (вся палитра чувств)…
- Когда в первый раз Вам пришлось выбирать между добром и злом…
- Когда в первый раз Вы ощутили себя свободным человеком…
- Когда в первый раз вы ощутили прилив полного счастья.
Обсуждение.
«Печаль»
Выражение своих печальных переживаний, способствует исцелению, так как не надо затрачивать много энергии на их сдерживание. Дополнительные резервы необходимы человеку для реализации новых задач. С помощью этого упражнения можно научиться принимать свои печали и выражать их.
Инструкция: Выберите партнера, который вам нравиться. По очереди расскажите о событиях последней недели, когда вы испытывали неприятные переживания, страх, печаль, раздражение. Если вы в роли слушателя, то постарайтесь быть внимательным и поддержать партера». Затем поменяться местами.
Обсуждение: Легко ли было выражать свои чувства? Внимателен ли был партнер? Получилось ли довериться?
«Выражение эмоций»
Инструкция: Ведущий раздает набор карточек с изображением эмоций (восторг, страх, удивление и т.д.). Участники выбирают из имеющихся карточек те эмоции и чувства (2-3), которые соответствуют их настроению в данный момент. Затем они отбирают карточки, отражающие идеальные чувства, к которым человек стремится. Следующий этап – попросить партнера, чтобы он подобрал для карточки с эмоциями, которые отвечают образу участника. В конце упражнения сравниваются три группы карточек по аналогии.
Рекомендации к проведению беседы с детьми из неблагополучных семей:
- принять ребенка как личность;
- внимательно слушать собеседника, так как такие дети очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда небольшая, так как высказывания типа «у многих есть такие же проблемы» заставляют детей ощущать себя еще более ненужными и бесполезными;
- постараться изменить представления о его никчемности;
- не предлагать неоправданных утешений, поскольку дети зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- привести конструктивные способы ее решения;
- одновременно стремиться вселить надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление сил и возможностей;
- предложить посетить психологический тренинг.
Литература:
1. Гуткова Е.Л. Психопрофилактика в школе: пособие для педагогов. –Мн.: Беларуская навука, 2003. –123 с.
2. Психология зависимости: хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. – Мн. : Харвест, 2004. – 592 с.
3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с: ил. – (Психология для всех).
Психолог отдела
общественного здоровья А.А. Диканова
июнь 2020