Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Информационно-методический материал «Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья»

Дата: 9 марта 2023 в 10:57

ГУ «Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

 «Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья»

(информационно-методический материал)

Формирование психического здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену: самовоспитание душевной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов. Путь к психическому здоровью – это движение к гармоничной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенности в себе.

 Путем саморегуляции своего эмоционального состояния человек может предупреждать возникновение болезней и укреплять свое здоровье. Здорового человека отличает способность наблюдать свои состояния и выбирать новые при помощи сознательных действий. Например, он может сказать про себя: «Я сегодня себя отвратительно чувствую!» или «Я пережил стресс!» Затем напомнить себе, что не обязательно в таком состоянии находиться весь день. И самое важное, в его распоряжении есть несколько способов снять стресс, в частности, поменять ход мыслей и направить свои действия в нужное русло.

Саморазвитие, рост собственной  уравновешенности – это помощь не только себе, но и окружающим. Если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить.

Основные факторы, мотивирующие здоровый образ жизни:

  1. Знание того, какие формы поведения способствуют благополучию.
  2. Желание самому сочинять свой жизненный сценарий и вера в то, что здоровое поведение даст положительные результаты.
  3. Позитивное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться.
  4. Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин самого лучшего, что может предложить жизнь.

Уравновешенность, как и «позитивное здоровье», предполагает реализацию физических и душевных потенциалов  человека.

Психическая уравновешенность и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы, чаще для этого требуются старания, внутренняя работа и активное творческое отношение к собственной жизни.

Отсутствие мотивации к самопознанию и саморазвитию создает основу для предрасположенности к различным заболеваниям. Болезни – это следствие образа жизни, расплата за свое невежество. Во многих случаях психологическая компетентность может быть фактором профилактики психосоматических заболеваний.

Эмоциональная уравновешенность  лучше всего раскрывается

в настроении, преобладающем у человека. Бодрое, жизнерадостное настроение приводит к повышению жизненного тонуса и психологической устойчивости, защищает от болезней, а у больных людей создает основу для быстрого выздоровления. В повседневной жизни всегда найдется повод для досадных переживаний: опоздание на работу, давка в автобусе, некорректное поведение руководства, непонимание родных и близких – все это обычные причины, вызывающие неприятные переживания. Без них вряд ли кому удается прожить хотя бы пару дней. Однако у человека есть определенный резерв психологической устойчивости, который позволяет более или менее спокойно воспринимать подобные события как неизбежные помехи.

Наиболее важные причины дискомфорта находятся внутри самого человека. Одна из первых причин связана с межличностными отношениями, на втором месте в переживании внутреннего дискомфорта находится чувство одиночества, а третья причина соединена с вопросами, касающимися здоровья. Потребность сохранить и улучшить здоровье часто является причиной напряжения, общего эмоционального дискомфорта человека.

Факторы, влияющие на психические состояния человека:

  1. На уровень тревоги наибольшее влияние оказывают факторы внутреннего дискомфорта и семейные стрессы.
  2. Устойчивость эмоционального тона больше всего зависит от стрессов, связанных со здоровьем и работой.
  3. Напряженность более всего определяется социальными и экономическими стрессами и причинами, связанными со здоровьем.
  4. Тонус в наибольшей степени зависит от переживаний, связанных

с коммуникативными взаимодействиями и состоянием здоровья.

  1. На активное отношение к жизненной ситуации и готовность преодолевать препятствия более всего влияют социальные, экономические и семейные неурядицы.
  2. Уныние возникает, прежде всего, из-за причин, связанных

с деятельностью.

  1. Неприятие себя, критичность, по отношению к себе возрастают из-за факторов нездоровья, коммуникативных и семейных стрессов.

Таким образом, факторы беспокойства о здоровье, включая физические недуги и стрессы внутреннего дискомфорта, вносят наибольший вклад

в снижение настроения.

Чувства и переживания связаны с тем, во что верит человек, чего ожидает от жизни. И действительно, если мы хотим узнать, какое здоровье

у нас будет завтра, необходимо посмотреть на свои мысли сегодня.

Положительные чувства (радость, надежда, оптимизм, любовь, удовольствие) ведут к хорошему самочувствию, а негативные чувства приводят к дисгармонии.

Установки, разрушающие гармонию настроения:

1. «Это из-за него (нее, их…) я так себя чувствую». В этой установке преувеличена возможность других людей управлять нашими чувствами. Какой бы силой они ни обладали, наши чувства рождаются в нас и зависят, прежде всего, от нас.

2. «Все вокруг делается неправильно, на самом деле все должно быть иначе». Все правильно никогда не было и не будет. Мир живет по своим законам, раздумывать о том, принимать их или нет, – бессмысленно.

3. «Необходимо изменить другого человека (этих людей…)». Человек имеет весьма ограниченные возможности изменять других, даже близких. Часто за стремлением изменить других и желанием «сделать его лучше» скрыто другое стремление – сделать его более удобным для себя.

4. «Я должен стремиться к совершенству во всем». Данная установка связана с тем, что человек плохо осознает, насколько достижим идеал,

к которому он стремится, какова будет цена его достижения.

5. «Окружающие мало мне помогают…». Никто лучше самого человека не решит его проблемы. Окружающие люди, близкие и чужие, живут не для того, чтобы решать чужие проблемы. У них есть свои жизненные задачи.

6. «Я должен всем нравиться. Если окружающие не выражают свою симпатию, надо приложить все силы, чтобы добиться этого». Невозможно всем нравиться, и напрасно к этому стремиться. Окружающие могут не выражать симпатию, поскольку погружены в свои проблемы.

7. «Я несчастлив». Счастье не является состоянием, возникающим под влиянием внешних обстоятельств. Ощущение счастья – часть отношения человека к действительности в целом. Способность чувствовать, замечать и понимать свое счастье зависит от готовности самого человека.

Настроение душевного здорового человека не бывает абсолютно неизменным: радость сменяется разочарованием, веселье – грустью и печалью, иногда депрессия может принять форму «пустого покоя», который предшествует творческой работе.

Наличие некоторых признаков стрессового состояния еще не означает, что человек находится в депрессии. Процесс личностного роста – это трудный путь и на нем происходит всякое. Неудовлетворенность собой, внутренние противоречия могут быть вызваны тем, что наступил новый этап развития. На следующем жизненном этапе возникнет нечто новое, однако не все старое необходимо отбрасывать.

Депрессивное состояние может быть следствием усвоенных жизненных установок, нарушающих душевное равновесие и здоровье, затруднений в самореализации, неудовлетворенности своей жизнью. Чувство удовлетворенности жизнью определяет преобладающее настроение и состояние в целом. Сохранение гармоничного настроя в значительной степени зависит от способов справляться с негативными состояниями. Для целостной картины преодоления трудностей жизненной ситуации особое значение имеет уровень активности человека, соотношение его энергичности и адаптивности.

Самоуправление и психическое здоровье

Под психологическим самоуправлением понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические процессы, выполняемую им деятельность и собственное поведение. Процессы самоуправления обязательно носят сознательный и целенаправленный характер. Занимаясь тренировкой памяти, внимания, мышления и других процессов или овладевая навыками регуляции собственного состояния, человек  руководствуется целями укрепления своего психического здоровья.  

Особенностью самоуправления является прояснение мотивов поведения и деятельности, постановка соответствующих целей, выбор пути их достижения. Упрощенно говоря, самоуправление для человека – это решение вопросов о том, что и как делать. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь.

В ряду ценностей человека здоровью безоговорочно отводится приоритетное место. Психическое здоровье должно стать естественной потребностью человека, восприняв которую, он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей своей жизни.

Самоконтроль является условием адекватной психики. Отсутствие самоконтроля, пренебрежение его результатами – все это неминуемо влечет за собой негативные последствия (профессиональные неудачи, зависимое поведение, неудовлетворенность жизнью).

В общественной жизни человека самоконтроль играет огромную роль, регулируя процессы нравственного поведения. Отсутствие механизмов нравственного самоконтроля нарушает гармоничность личности, способствует ее душевному разладу. Иногда человек идет на сделку с совестью, пытается заглушить чувство стыда путем самооправдания своих неблаговидных поступков. Наконец, выраженность некоторых черт характера (таких, как угодничество, лицемерие, трусость) исключает и делает маловероятным поведение человека по велению совести.

Саморегуляция – это процесс воздействия на собственное психологическое состояние. Она во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами и переживаниями, и как следствие – поведением. И самое главное, способность к самоуправлению не дается от рождения, а вырабатывается при жизни, т.е. поддается формированию и совершенствованию.

Рассмотрим наиболее распространенные виды саморегуляции:

1. Самоисповедь это полный внутренний отчет перед самим собой

о складывающихся жизненных обстоятельствах и своей истинной роли в них.
Осознание своих опрометчивых поступков у нравственно развитого человека вызывает чувство сожаления, самоосуждения, которое сохраняется надолго.  Даже если человек внутренне вроде бы признал неправильность своих действий, настроение и самочувствие его снижается и нарушается работоспособность. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности. Выразить «наболевшее» в словах, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось у людей одним из основных способов избавления от тягостных мыслей. Таким образом, откровенный рассказ о сложностях собственной жизни, об ошибках, которые были сделаны в прошлом, интимных переживаниях, снимал внутреннее противоречие, освобождал человека, удовлетворял его потребность в сочувствии и утешении. Сам процесс высказывания помогал человеку лучше разобраться в том, что его волнует.

Во многих случаях бывает достаточно просто произнести вслух мысли и чувства, чтобы испытать облегчение при словесном изложении проблемы, в результате, она приобретает более ясные очертания, становится более осознанной. Напряжение упорного и зачастую долгого поиска причин снимается, так как задача решена. Разговор с самим собой многие психологи считают весьма эффективным терапевтическим средством.

 Психологическая потребность в исповеди реализуется в самых разнообразных формах. Иногда возникает желание поделиться своими переживаниями с незнакомым, случайным человеком, попутчиком. Незнакомым людям подчас поверяется нечто большее, чем своим близким. Малоизвестный слушатель вряд ли сможет злоупотребить доверенным ему секретом, кроме того, он лицо совершенно незаинтересованное и тем самым объективное. Но чаще всего исповедаются самому близкому человеку, который лучше может понять и поддержать.  

В настоящее время, когда ритм жизни предельно ускорился и когда отношения людей стали нечуткими, человеку трудно найти возможность для исповеди и душевных откровений. Поэтому эффективным средством психологической разрядки становится самоисповедь. Ведь очень важно, чтобы мысли и переживания нашли выход, разрешение в словах, были произнесены вслух и услышаны, пусть даже самим собой.
В свое время большую психопрофилактическую роль играли личные дневники, записи своих размышлений, переживаний, носящие исповедальный характер.

Самоубеждение – это процесс сознательного воздействия на собственные личностные установки и  мотивы. Основой процесса самоубеждения являются мысли по изменению системы мотивов поведения, которые заключаются в обосновании практической пользы того или иного действия. Метод самоубеждения – один из самых действенных инструментов самоуправления личности.

Чтобы избежать необдуманных поступков, разумно корректировать их, необходимо почаще обращаться к собственному разуму. Глубина и эффективность процесса самоубеждения во многом зависит от развитости

и сформированности умения вести внутренний диалог, когда линия поведения и мотивы обосновываются логическими доводами.

Развитый интеллект в состоянии противостоять самым невероятным жизненным обстоятельствам, отодвинуть на задний план травмирующее воздействие, давление эмоций, поддержанных инстинктами, перепрограммировать, перестроить себя согласно ситуации. Если необходимо, то и утешить себя, снять отрицательный эффект переживаний, преодолеть душевный конфликт. Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, одновременно проверяет человека и придает ему уверенность.

Самоприказ – один из важнейших элементов саморегуляции, который обеспечивает решительные действия в условиях ясной цели и ограниченного времени для раздумий. Этот навык формируется в ходе тренировок на преодоление себя, когда необходимое действие начинается сразу после отдачи самоприказа. В итоге, вырабатывается своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием. Самоприказ является своего рода пусковым стимулом. Он применяется в различных методах самоубеждения.

Самовнушение действует на мыслительном уровне и не требует личностных усилий по анализу и разрешению ситуации. Мысленно произносимые перед засыпанием или сразу же после пробуждения слова приобретают внушающее свойство, включаются в функциональную систему  мозга и вызывают соответствующие изменения в организме.

Эффект самовнушения известен человеку с древних времен. Формула самовнушения должна строиться обязательно в утвердительной форме и

в настоящем времени. Если необходимо сознательно внушить себе что-либо, надо делать это естественно и без всякого усилия. Самовнушение оказывается действенным при лечении болезней – выздоровление наступит непременно, если несколько раз в день, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом раз тридцать подряд повторять формулировку самовнушения.

Самовнушение проявляется особенно эффективно, когда слова сопровождаются яркими, образными представлениями. Произносить слова лучше всего в медленном темпе, в такт дыхательным движениям. При вдохе «произносится» одно слово, при выдохе другое, если «произносится» одно слово, то только на выдохе. Например, самовнушение, для того чтобы ускорить засыпание, желательно произносить следующим образом:

«Я спокоен. Дышу глубоко. Я расслабился. Тело отдыхает. Мысли рассеялись. Сон». При этом каждая фраза может быть повторена три и больше раз, в зависимости от состояния.

Самоподкрепление – один из наиболее полезных и действенных психологических механизмов саморегуляции поведения человека. Особенно большое значение придается положительному самоподкреплению.

Установки самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации. Например, типичное самоподкрепление – предоставление себе отдыха после хорошо выполненной работы: поход в кино, театр, парк. Примером самонаказания могут быть все те же ситуации, но со знаком минус, то есть когда человек лишает себя того или иного удовольствия из-за плохих результатов какой-то деятельности.

Люди часто пренебрегают самоподкреплением, потому что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других, поэтому по нескольку дней не расслабляются, переходя от одной задачи к другой, не получая благодарности даже от самих себя. Это вызывает повышенную нервозность и стресс. Необходимо подкреплять себя здоровыми способами – прогулками, беседами с друзьями или чтением хороших книг. К сожалению, еще бытуют и нездоровые способы положительного подкрепления: сигаретой, пивом, пищей, сидением допоздна и т.п.

Процесс самоподкрепления состоит из множества составляющих: внутреннего проговаривания похвалы или порицания, оценки собственных достижений. В практике саморегуляции состояний лучше всего зарекомендовала себя методика самоодобрения. В основе методики лежит одобрение каких-то своих действий, планов, итогов и результатов.

 Американский психолог И.Атватер выделил ряд психологических установок и качеств личности, формирование которых, по его мнению, поднимает самооценку, способствует жизненной устойчивости личности, так как поддерживает ее способность удерживать инициативу, оборачивать ситуации в свою пользу.

Вот  эти установки и качества:

  •  верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно;
  •  способность действовать по своему усмотрению, не испытывая чувства вины и сожаления в случае неодобрения со стороны других;
  •  способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о вчерашнем и завтрашнем дне;
  •  умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности;
  •  умение ценить в каждом человеке личность и его полезность для других, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением;
  •  относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других;
  •  умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности;
  •  способность понимать свои и чужие чувства, умение управлять своими порывами;
  •  способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;
  •  чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм;
  •  умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на недостатки.

Суть различных методик самоодобрения заключается в формировании внутренней установки, положительного отношения к самому себе, своим целям и способам деятельности. Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раскованности, приводит психику в уравновешенное состояние, позволяет проявиться самокритичности, более точному и открытому выражению мыслей и чувств. В таком состоянии человеку значительно легче бывает думать, принимать решения, действовать.

В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие и дурные привычки, отдает себе отчет, насколько они устойчивы. Но иногда люди могут и не осознавать свои истинные потребности и стремления. Поэтому вначале необходимо как можно четче осознать мотивы поведения. Скрытые желания и стремления можно увидеть и осознать, только проявив их сущность. Это непростая задача, так как некоторые привязанности, побуждения и мотивы порой настолько захватывают человека, что он не может взглянуть на них со стороны, не говоря уже о критическом отношении к ним. Осознавание мотивов еще не означает, что они будут обязательно реализованы. Осуществлению намерений могут мешать многие обстоятельства: недостаточно развитые качества личности, жизненные обстоятельства и неуверенность в своих силах. Необходимы дополнительные внутренние усилия, методические хитрости, которые приводят к решению задачи путем замещающего действия, фантазии и т.п.

Методы мотивационной самореализации:

Самогипноз – это не просто внушение себе определенного желания, мотива, установки. Это целая система общения с собой, состоящая из ряда стадий. Первая стадия – «проверка» своих мотивов. В результате критической оценки своих мотивационных позиций выявляются их слабые места, требующие усиления, видоизменения или даже замены.

Второй этап – беседа с самим собой. В ходе этой беседы, вслух, осмысленно и внятно, оцениваются результаты пересмотра своих ценностей. Такая беседа должна проводиться в совершенно спокойной обстановке, неторопливо и основательно. Лучше всего проводить ее в затемненной комнате в положении лежа, полностью расслабив мышцы и по возможности отрешившись от повседневных забот. На данном этапе самому себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие и откровенные ответы. Третья стадия, когда начинается процедура собственно самогипноза. Эта стадия представляет собой в основном самовнушение новых мотивов и убеждений. Здесь важно, чтобы словесные внушения подкреплялись соответствующими чувственными образами.  Последняя, четвертая стадия – действия, соответствующие новым установкам, то есть стадия первоначальной реализации мотивов.                                            

Медитация – психическое состояние, которое формируется в результате интенсивной концентрации внимания на каком-либо предмете или, наоборот, при полном его рассредоточении. Медитация является наиболее эффективным и комплексным методом. Положительное воздействие медитации на эмоциональную сферу и систему мотивации – бесспорный факт.

Психические изменения, которые она вызывает, состоят в следующем.
Человек начинает более качественно и непосредственно осознавать свои связи с окружающим миром. Ему кажется, что его сознание расширилось до тех пределов, когда можно понять разумность, целесообразность собственной жизни. Можно сказать, что наиболее выраженным результатом медитации является позитивное, радостное жизнеощущение, которое, в свою очередь, придает светлые тона всей системе мотивации данного человека.

 В повседневной жизни человеку свойственно пользоваться смешанными способами саморегуляции мотивов. Таким видом мотивационной регуляции обладает аутогенная тренировка. Главным действующим компонентом аутогенной тренировки является так называемая мышечная релаксация, которая и сама по себе, без дополнительных установок, оказывает благотворный эффект на эмоциональную сферу личности. Очень часто мы интуитивно подключаем к определенным видам жизнедеятельности не только внутренний диалог, но и некоторые воздействия внешней среды (слушание музыки, выход на природу). Аутогенная тренировка как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве контрольного приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимой установки.

Самоорганизация  показатель личностной зрелости человека.

К важнейшим признакам, характеризующим самоорганизацию, можно отнести следующее:

- активное формирование себя как личности. Если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс, как говорят психологи, происходит «здесь и теперь»;

- соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности;

-  полное осознание своих особенностей воли и интеллекта, мотивов поведения и реализуемых действий.

Одна из главных функций психики – уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Однако соответствие психических состояний вызвавшим их условиям нередко по многим причинам нарушается. В результате снижается их приспособительная роль, возникают трудные состояния. Наиболее часто встречаются состояния, характеризующиеся избытком эмоционального напряжения. Понять это обстоятельство достаточно легко. Если у животного избыток возбудимости разряжается через двигательные реакции, то

у человека естественная разрядка напряжения не всегда возможна. В таких случаях возникают явления «застойного возбуждения». К этой группе явлений, относятся такие часто встречающиеся состояния, как стресс, доминантные состояния, фрустрация, тревога.

Одним из условий овладения культурой саморегуляции является знание о негативных состояниях и обстоятельствах, при которых они возникают. Негативные состояния применительно к ситуациям повседневной жизни можно подразделить на следующие четыре группы:

1. Психические состояния, вызванные чрезмерной мобилизацией организма в естественных фазах деятельности. Сюда относятся неблагоприятные формы рабочих состояний, доминантные состояния (навязчивость мыслей и действий и т.п.).

2. Психические состояния, формирующиеся под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды. Эта группа включает такие весьма разнородные состояния, как утомление, дремотные состояния, тревогу, депрессию, аффект, а также состояния, вызываемые воздействием одиночества, ночного периода суток.

3. Предневротические состояния, появляющиеся в результате закрепления отрицательной реакции в памяти и последующего ее воспроизведения в аналогичных первичному случаю условиях. Проявляются в виде навязчивых страхов (фобий). На основе фобий могут развиться навязчивые мысли и навязчивые действия.

4. Нарушения в сфере личностной мотивации, куда относятся, например, «кризис мотивации» и его разновидности.

«Кризис мотивации» как разновидность трудного состояния

Казалось бы, невозможно, представить человека, который вообще ничего не хочет, никуда не стремится и не может сформулировать цели своей жизни. Тем не менее, такие состояния известны в психологии и они не без основания относятся к числу трудных. Чаще всего эти явления возникают, когда человек теряет смысл жизни. В художественной и научной литературе «кризис мотивации» достаточно хорошо исследован. «Рефлекс цели, – писал в связи с этим И.П. Павлов, – имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель».

«Кризис середины жизни» связан не столько с утратой смысла жизни, сколько с осознанием существенного расхождения между мечтами и жизненными целями и их реализацией. Первая фаза кризиса начинается в возрасте около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Поскольку человеческие мечты и планы почти всегда имеют некоторые несбыточные желания, оценка их расхождения с реальным положением дел в этот период жизни окрашена, как правило, в отрицательные эмоциональные тона. Время уходит и делает разрыв между мечтами и действительностью еще более угнетающим. В двадцать и тридцать лет человек еще может числиться в «подающих надежды», но после сорока так говорить уже не принято – это время исполнения обещаний. Освобождение от иллюзий, сопровождающих человека в юные и молодые годы, может оказаться для него неожиданно тяжелым.

 Одна из причин «кризиса середины жизни» у людей заключается в том, что импульсивность молодости требует больших жизненных сил. А это обстоятельство приводит к тому, что в тридцать пять или сорок лет такой человек должен снижать темп своей жизни, и не так «выкладываться», как прежде. Второй причиной «кризиса середины жизни» является снижение внешней привлекательности. Особенно это заметно для тех, кто в молодости пользовался успехом за счет яркой внешности.

Хорошо продуманная программа оздоровительных мероприятий (физические нагрузки, диета и т.д.) способна оказать свое положительное действие. Людям в этом возрасте необходимо пересмотреть прежний стиль жизни, все больше и больше полагаться на свой разум, умение работать, общаться, а не на свою внешность. Успешное разрешение «кризиса середины жизни» должно включать сознательную корректировку жизненных целей и задач, более реальный учет складывающихся жизненных обстоятельств, осознание ограниченности времени, которым располагает каждый человек. Это предполагает и выработку умения философски подходить к жизни, довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся достичь. Иногда по зрелому размышлению человек неожиданно для себя делает вывод о том, что его положение вполне приличное и задача состоит вовсе не в том, чтобы его менять, а лишь в том, чтобы усилить.

Внешние факторы, провоцирующие эмоциональную нестабильность:

Ускорение темпа жизни.  Жизнь в современном мире предполагает, что человек должен быть всегда успешным во всех сферах жизни, особенно

в карьре. Во главу угла ставятся не нравственные ценности, а уровень материальной обеспеченности. В тоже время природа распорядилась так, что человек не может всегда быть на «волне». В жизни каждого человека постоянно чередуются эмоциональные, физические и интеллектуальные подьемы и спады. В связи с этим может возникнуть чувство «выпадания из жизни», что крайне негативно сказывается на эмоциональном состоянии человека.

Глобализация и урбанизация. Все больше людей становятся жителями крупных городов. Всего за один день современный горожанин видит за день столько же людей, сколько житель среднего века за всю прожитую жизнь. Кроме того, негативное влияние на современного человека оказывает однообразная, бесцветная, прямоугольная архитектура современных городов.

Влияние СМИ. Передачи на телевидении очень далеки от проблем разумного, доброго, вечного. Откровенно навязывается модель поведения, которая предполагает самые циничные и безнравственные методы достижения успеха в жизни. В такой ситуации человек начинает испытывать ежедневный эмоциональный прессинг, который только усугубляет уже существующие в его жизни проблемы.

Эмоциональная разобщенность общества. Ранее люди встречались, обсуждали проблемы, вместе искали пути их разрешения. Сегодня резкое ускорение темпа современной жизни, замещение личной жизни работой, разрыв родственных связей, приводит к тому, что человек остается один на один со своими профессиональными, эмоциональными и физическими проблемами.

Быстрое развитие информационных технологий. Именно резкий скачок в развитии информационных ресурсов привел к замене традиционного общения на «виртуальное». Люди старшего поколения испытывают психологический дискомфорт от неумения пользоваться современными информационными технологиями.

Внутренние факторы, провоцирующие эмоциональную нестабильность:

Склад характера и темперамент. Самая главная причина эмоциональной неуравновешенности кроется в индивидуальных особенностях характера человека и типе темперамента. Например, экстраверты гораздо легче перенесут проблемы на работе, так как могут

в силу своего темперамента «сбрасывать» свои эмоции вовне. Интроверты, наоборот, держат переживания в себе, что провоцирует быстрое эмоциональное истощение. Оптимист выгорает гораздо медленнее, по сравнению с пессимистом. Сангвиники всегда оценят ситуацию на работе более оптимистично, чем  меланхолики, и гораздо менее эмоционально, чем холерики. Наименее подвержены стрессам люди с чувством юмора.

Способность к творчеству. Для многих людей очень мощным поддерживающим и мотивирующим фактором является ощущение востребованности своего труда. Когда творческие идеи и порывы человека услышаны и оценены по достоинству, то это способствует его эмоциональной устойчивости и росту в профессиональном плане. Если же его созидательные задумки положены «в стол» и реализация их крайне затруднена, то лучше сменить род деятельности или занятие. Творчество должно приносить удовлетворение, и если оно не подкреплено положительными моментами, вполне может наступить эмоциональный сбой.

Проблемы в личной жизни. Отсутствие поддержки в семье, проблемы у родственников со здоровьем  крайне негативно сказываются на эмоциональном и психологическом  состоянии людей.

Вредные привычки. Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, выпитого кофе, повышенное применение лекарств, а то и применение наркотических средств.

Негативное восприятие. Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности).

Необходимо подчеркнуть, что психологическая устойчивость свойственна тем людям, которые имеют опыт успешного преодоления стресса и способны конструктивно меняться в напряженных условиях. Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуальные особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Человеческий организм обладает от природы огромным потенциалом по восстановлению сил. Возможно, правильнее будет сказать, что задача человека не мешать тому природному разуму, которым с избытком наделяет нас жизнь. И для этого нам нужно – учиться слушать себя и заботиться о себе, правильно согласовывать свои эмоции и чувства, получать удовольствие и строить отношения. Ведь если проявлять внимание к самим себе, то жизнь во всех её проявлениях – работа, семья, друзья, отдых – приносит радость и силы, чтобы «жить, развиваться и не угасать».

Важно продолжать самообразование, развивать профессиональные навыки, выстраивать добрые, дружеские отношения с коллегами. Хороший климат внутри коллектива, ощущение эмоциональной поддержки коллег это мощный ресурс предупреждения и устранения стресса. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом, позволяют уменьшить напряженность, тревогу, а также агрессивные проявления.

Список литературы:

1. Панкратов А.М. Саморегуляция психического здоровья. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001г.

2. Рыбак Д.А. Секреты здоровья и долголетия. М.: 2002г.

3. Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. М.: 2003г.

Психолог отдела   общественного здоровья                                                   А.А. Диканова

апрель 2020

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.