Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Материалы по анализу урока

Дата: 23 июня 2020 в 14:36
<article>

Материалы по анализу уроков

Федоров И.В, Аттестация педагогических работников в учреждении образования: практ. руковод. /И.В.  Федоров, И.В.Богачева и др.;  ГУО «Акад. последип. образования. – Минск: АПО, 2015. – 124с.

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА

Критерии

Показатели

1.

Цели и задачи урока

определение когнитивных целей урока на основе предметной концепции и учебной программы;

диагностичность постановки цели;

определение задач личностного развития и возможности их реализации через создание развивающих учебных ситуаций;

вовлечение обучающихся в постановку образовательной цели урока

2.

Реализация предметного содержания

Определяется в зависимости от учебного предмета

3.

Владение методами преподавания предмета

Определяется в зависимости от учебного предмета

4.

Организация деятельности обучающихся

владение учителем приемами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности; 

проявляемый уровень учебной деятельности (репродуктивный, продуктивный, творче­ский);

дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, создание ситуации успеха;

эффективность применения  индивидуальных, групповых и коллективных форм органи­зации учебно-познавательной  деятельности;

вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, их организованность, актив­ность, заинтересованность;

создание условий для эффективного взаимодействия с одноклассниками

5.

Контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность

организация обратной связи на каждом этапе урока;

проведение когнитивной рефлексии;

использование самооценки и взаимооценки;

проведение деятельностной рефлексии;

оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности;

критериальность и аргументированность выставления отметок на уроке или их отсутствия;

соответствие итогового контроля  целям урока;

взаимосвязь итогового контроля и корректирующей функции домашнего задания

6.

Профессиональные и личностные качества педагога

создание благоприятного психологического климата;

умение взаимодействовать в образовательном  процессе (организаторские умения);

соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса;

импровизация и управление педагогическим процессом по ситуации;

эффективность использования средств обучения;

владение классом (группой): эмпатия, умение видеть всех и каждого;

стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога;

умение управлять собственным эмоциональным состоянием

ПРИМЕРНЫЕ  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Критерии

Показатели

2.

Реализация предметного содержания

- направленности педагогического процесса на подготовку к межкультурному общению;

всестороннего учета взаимосвязей: язык — мышление — культура;

- сопряженность в овладении речью и системой языка;

- предъявление ценностей познаваемой культуры в диалоге с родной;

- интеграции языкового, социокультурного, аксиологического компонентов содержания обучения;

- аутентичности и рациональность использования иноязычных материалов;

- соответствия учебного материала современным разговорным нормам изучаемого языка;

непрерывное концентрическое предъявление и накопление знаний;

поэтапное формирование навыков и умений и их преемственность (взаимосвязь);

- опора на языковой, речевой и личностный субъектный опыт учащихся;

3.

Владение методами  преподавания

учебного предмета

- моделирование ситуаций общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач;

- ситуативно обусловленное овладение лексикой и грамматикой;

- использование коммуникативно ориентированных заданий для активного вовлечения учащихся в общение;

- мотивирование учащихся через обучение, максимально приближенное к реальному общению;

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Критерии

Показатели

2.

Реализация пред-метного содержания

(отбор и структурирование изучаемого материала, реализация концептуальных целей языкового образования учащихся)

           формирование и совершенствование  во взаимосвязи следующих предметных компетенций:

  • языковой компетенции (владение знаниями о системе языка на всех его уровнях (фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология и синтаксис);
  • речевой компетенции (выражение мысли в устной и письменной форме);
  • коммуникативной компетенции (владение культурой речи, разными видами речевой деятельности)
  • лингвокультурологической компетенции (духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся на основе взаимодействия языка и литературы);

3.

Владение методами преподавания предмета

  • взаимосвязанное обучение языку и развитие речи учащихся;
  • взаимозависимость изучения языка и развития мышления;
  • активная коммуникация;
  • организация и направленность занятий по русскому языку максимально приближена к реальному процессу общения;
  •  речевая деятельность во всех ее видах (тематический имитационный диалог, разнообразные тематические и дидактические игры, монологические рассказы на предлагаемые учителем темы, инсценирование коммуникативно-речевых текстов и др.);
  •  опора на текст в его жанрово-стилевом разнообразии;
  • взаимозависимость изучения грамматического строя языка и усвоение речевых навыков;
  • взаимосвязанность разделов курса: грамматики, орфографии, пунктуации и особенности каждого из её разделов (отдельно – грамматики, отдельно – орфографии и т. д.).;

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Критерии

Показатели

2.

Реализация пред-метного содержания

(отбор и структурирование изучаемого материала, реализация концептуальных целей литературного образования учащихся)

  • принцип изучения литературы как искусства слова: постижение художественного произведения в соответствии с его эстетической природой: эмоционально-образное восприятие;
  • в 5-8 классах − основной принцип структурирования литературных курсов – жанрово-хронологический: формирование у учеников представления о литературе как искусстве, о видовых, жанровых, стилевых особенностях художественного произведений, компонентах их структуры.
  • в     9 -11 − классах  принцип построения курса – линейный на историко-литературной основе, с более глубоким изучением художественных текстов (общая характеристика исторической эпохи, творческого пути писателей, их вклада в развитие литературы и культуры своего времени).

3.

Владение методами преподавания предмета

Общим требованием для всех методов является принцип ориентации их на эстетическую сущность литературы, её художественную специфику:

  • метод эмоционально-образного постижения литературного произведения (приемы активизации сотворчества читателя: выразительное чтение, заучивание наизусть, устное словесное рисование, пересказы, мизансценирование, расширение авторских ремарок, стилистический эксперимент и др.);
  • метод целостного анализа произведения в единстве формы и содержания, в аспекте рода, жанра, авторской позиции и индивидуального стиля писателя;
  • метод единства литературного и речевого развития учащихся;
  • метод взаимодействия искусства и действительности в эстетическом сознании учащихся;
  • метод литературного поиска и творчества;
  • метод интерпретации словесно-художественного текста с помощью других видов искусства;
  • сравнительно-типологический метод (установка ассоциативных связей между русской, белорусской и всемирной литературами

ПРИМЕРНЫЕ  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»

Название критерия

Показатели

Общие критерии

1.

Качество формулировки цели

1. Соответствие учебной программе по физике

2. Соответствие познавательным  возможностям учащихся

3. Конкретность и диагностичность, демонстрация (выработка)  критериев оценки 

4. Ориентация на воспитание и развитие учащихся

2.

Содержание урока

1. Соответствие учебной программе по физике

2. Качество структурирования учебного материала

3. Проявленность компетентностного подхода к отбору содержания

4. Учет субъектного опыта учащихся

3.

Организация обучения и учения учащихся

1. Проявленность ведущей идеи опыта автора урока

2. Рациональность дидактической структуры урока

3. Рациональность выбора и применения формы проведения урока, форм и методов организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся

4. Уместность применения избранных средств обучения и  учения учащихся

5. Реализация дифференцированного подхода

6. Соблюдение гигиенических требований к уроку

4.

Деятельность учителя

1. Владения учебным материалом

2. Владение организаторскими способностями

3. Владение речью, юмор, эмпатия

4. Демонстрация больших ожиданий от учеников

5.

Деятельность учащихся

1. Принятие целей или участие в самоопределении на результат урока

2. Познавательная активность обучающихся

3. Взаимодействие учащихся с одноклассниками

4. Удовлетворенность учащихся ходом и результатами урока

6.

Результат и способы его  оценки

1. Обратная связь на уроке: обращение к цели по ходу занятия

2. Измерение и оценка степени достижения цели (выходной контроль)

3. Коррекция выявленных пробелов

4. Фокусирование домашнего задания на успехах и пробелах, которые выявлены  в процессе выходного контроля  

Специальные критерии: на лабораторном уроке

1.

Реализация исследовательского подхода

1. Осознание учащимися учебной проблемы

2. Выдвижение ими гипотезы

3. Определение плана исследования

4. Выполнение эксперимента и интерпретация результатов

Специальные критерии: на уроке с использованием РоwerPoint

1.

Рациональность применения презентации

1. Соответствие содержанию урока

2. Уместность применения

3. Наличие в презентации заданий для организации деятельности учащихся

4. Эргономичность презентации

Специальные критерии: на уроке решения физических задач

1.

Практика обучения решению задач

1. Рациональность отбора задач

2. Применение средств активизации познавательной деятельности 

3. Активность учащихся при решении задач

4. Результативность обучения

Специальные критерии: на уроке с применением интерактивной доски

1.

1. Как использование доски способствовало достижению цели урока?

2. Рациональность упражнений и заданий

3. Вовлеченность в работу учащихся класса

4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований

Специальные критерии: на уроке с демонстрационным экспериментом

1.

Постановка демонстрационного эксперимента

1. Уместность применения

2. Создание проблемной ситуации

3. Вовлечение учащихся в объяснение результатов опыта

4. Эргономичность и соблюдение требований безопасности

ПРИМЕРНЫЕ  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Критерии

Показатели

2.

Реализация предметного содержания

  •  Обеспечение соответствия реализуемого содержания учебного материала содержанию программы, установление внутрипредметных связей;
  •  учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, опора на их жизненный опыт при реализации предметного содержания;
  •  обеспечение практической направленности содержания учебного предмета;
  • обеспечение формирования трудовых и общеучебных умений и навыков, навыков безопасных приёмов труда;
  •  создание условий для творческого развития обучаемых, обеспечение направленности содержания урока на развитие личностных качеств учащихся.

 3.

Владение методами преподавания предмета

  • Оптимальность выбора ведущего метода;
  • рациональность сочетания методов, используемых на уроке;
  • адекватность используемых методов поставленным задачам;
  • применение инновационных методов и приёмов.

ПРИМЕРНЫЕ  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

Критерии

Показатели

2.

Реализация предметного содержания

  • Cоответствие поставленных задач требованиям учебной программы;
  • владение предметным учебным материалом, способами коррекции изучаемых двигательных  действий;
  • соблюдение  здоровьесберегающей направленности предметного содержания урока;

использование предметного содержания для развития личностных качеств учащихся.

 3.

Владение методами преподавания предмета

  • Оптимальность выбора ведущего метода;
  • рациональность сочетания методов, используемых на уроке;
  • адекватность используемых методов поставленным задачам;

применение инновационных методов и приёмов.

ПРЫКЛАДНЫЯ КРЫТЭРЫІ АЦЭНКІ ЎРОКА ПА ВУЧЭБНАМУ ПРАДМЕТУ “БЕЛАРУСКАЯ МОВА”

Крытэрыі

Паказчыкі

2.

Рэалізацыя прадметнага зместу

Фарміраванне і развіццё:

моўнай кампетэнцыі — засваенне сістэмы мовы (фанетыкі, лексікі, фразеалогіі, складу слова і словаўтварэння, марфалогіі, сінтаксісу), заканамернасцей і правілаў функцыянавання моўных сродкаў у маўленні, нормаў беларускай літаратурнай мовы, авалоданне спосабамі дзейнасці, неабходнымі для асэнсавання законаў і фактаў мовы;

камунікатыўнай кампетэнцыі — авалоданне маўленчай тэорыяй (тэкст, тыпы, стылі і жанры маўлення) і культурай маўлення, уменняў ствараць самастойныя вусныя і пісьмовыя выказванні розных тыпаў, стыляў і жанраў;

лінгвакультуралагічнай кампетэнцыі — усведамленне мовы і валоданне ёй як сістэмай захавання і перадачы каштоўнасцей культуры, як сродкам спасціжэння айчыннай і сусветнай культуры; здольнасць карыстацца культуразнаўчымі звесткамі ў працэсе маўленчых зносін.

3.

Валоданне метадамі выкладання прадмета

адзінства і ўзаемасувязі мовы, маўлення і мыслення;

узаемасувязі развіцця вуснага і пісьмовага маўлення;

актыўнай камунікацыі;

апора на тэкст у яго жанрава-стылявой разнастайнасці;

функцыянальна-маўленчы прынцып, заснаваны на функцыянальных уласцівасцях моўных сродкаў і выкарыстанні іх у залежнасці ад тыпу, стылю і жанру выказвання; арыентацыя на ўнутрыпрадметныя сувязі, што забяспечвае асэнсаванне моўнай сістэмы (фанетыкі, лексікі, марфемікі і граматыкі, арфаграфіі, пунктуацыі і стылістыкі) як адзінага цэлага, у межах якога гэтыя раздзелы ўзаемазвязаны і ўзаемаабумоўлены, суладна функцыянуюць у вусных і пісьмовых выказваннях розных тыпаў, стыляў і жанраў.

ПРЫКЛАДНЫЯ КРЫТЭРЫІ АЦЭНКІ ЎРОКА ПА ВУЧЭБНАМУ ПРАДМЕТУ “БЕЛАРУСКАЯ ЛІТАРАТУРА”

Крытэрыі

Паказчыкі

2.

Рэалізацыя прадметнага зместу

Змест як дзейсны сродак спасціжэння прыроды, грамадскага жыцця ў яго разнастайных праявах, дыялектычных зменах, зрухах:

5-8 класы – рэалізацыя жанрава-храналагічнага прынцыпу:  фарміраванне ў вучняў уяўлення пра літаратуру як мастацтва; пра віды, жанры, стылявыя асаблівасці мастацкіх твораў, кампанентах іх структуры;

9-11 класы–  рэалізацыя гісторыка-храналагічнага прынцыпу (агульная характарыстыка гістарычнай эпохі, творчага шляху пісьменнікаў, іх укладу ў развіццё літаратуры і культуры свайго часу);

пастаянная ўвага да мовы ў яе эстэтычнай і камунікатыўнай функцыях;

рэалізацыя культуратворчай, нацыятворчай функцый літаратуры, гуманітарызацыі мыслення;забяспечанне самавызначэння і самарэалізацыі асобы ў сучасным зменлівым свеце праз вывучэнне літаратуры.

3.

Валоданне метадамі выкладання прадмета

Агульным патрабаваннем для ўсіх метадаў з’яўляецца прынцып арыентацыі іх на эстэтычную сутнасць літаратуры, яе мастацкую спецыфіку:

метад эмацыянальна-вобразнага спасціжэння літаратурнага твора: далучэнне вучняў да твора беларускай літаратуры як падручніка жыцця, мастацтва слова, крыніцы духоўнага і культурнага нацыянальнага багацця;

метад цэласнага аналізу твора ў адзінстве формы і зместу, у аспекце роду, жанра, аўтарскай пазіцыі і індывідуальнага стылю пісьменніка;

метад адзінства літаратурнага і моўнага развіцця вучняў: набыццё вопыту  маўленчай і творчай дзейнасці і  авалоданне культурай чытання з мэтай  выхавання ў сабе пачуцця павагі і любові да мастацкай кнігі, а праз яго – да жыцця ў цэлым, да клопатаў пра прыроду, лёс Зямлі;

метад сувязі літаратуры з законамі мастацкага мыслення;

метад літаратурнага пошуку і творчасці;

метад інтэрпрэтацыі мастацкага тэксту з дапамогай іншых відаў мастацтва праз выкарыстанне розных сродкаў навучання;

параўнальна-тыпалагічны метад (устаноўка асацыятыўных сувязяў паміж беларускай, рускай і сусветнай літаратурамі; фарміраванне паняцця пра нацыянальныя асаблівасці беларускай літаратуры і культуры).

ПРИМЕРНЫЕ  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»

Критерии

Показатели

2.

Реализация предметного содержания

направленность изучаемого материала на формирование целостной научной картины мира (научные методы познания, история научных открытий, научные доказательства развития живой природы и т.п.) и научного миропонимания

развитие экоцентрического мышления, введение идей биоэтики

формирование ценностных установок учащихся (ценность жизни во всех проявлениях)

определение ведущей биологической идеи, на основании которой  осуществляется отбор и структурирование изучаемого биологического содержания (эволюционного развития, единства строения и функции, единства организма и окружающей среды, структурно-уровневой организации живой природы, биоразнообразия и др.)

формирование теоретического (в соответствии с возрастными возможностями) биологического мышления на основе усвоения биологических терминов, научных фактов, понятий, закономерностей, законов, теорий

поэтапное формирование и развитие системы  ведущих биологических понятий

освоение практических умений и навыков изучения окружающей природы, объяснения наблюдаемых природных явлений

нацеленность на использование полученных знаний, умений и навыков в природе, дома

определение практической значимости  биологических знаний в повседневной жизни

3.

Владение методами преподавания

предмета

оптимальность выбора ведущего дидактического метода;

рациональность включения других  методов;

эффективность использования частных методик, приемов изучения  биологии

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»

Критерии

Показатели

2. Реализация

предметного содержания

  • соответствие содержания предметного материала учебной программе по обществоведению  и заявленным целям урока;
  •  направленность содержания учебного материала на формирование мировоззрения учащихся (установки, ценностные ориентиры, убеждения);
  • направленность содержания учебного материала на формирование способов деятельности, эмоционально-ценностных отношений, необходимых для успешной социализации учащихся в обществе;
  • реализация внутри- и межпредметных связей

3. Владение методами преподавания учебного предмета

  • оптимальность выбора ведущего метода, рациональность сочетания других методов;
  • эффективность работы по формированию обществоведческих понятий;
  •  эффективность работы с различными источниками социально-гуманитарной информации

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»

Критерии

Показатели

2.

Реализация предметного содержания

  • Соответствие содержания предметного материала учебной программе по истории  и заявленным целям урока;
  • Реализация содержательных линий учебного предмета: историческое время, историческое пространство, историческое развитие;
  • Реализация компонентов исторического знания – теоретических, фактологических, методологических, оценочных;
  • Развитие исторического мышления учащихся (причинно-следственные связи, принцип историзма);
  • Направленность содержания учебного материала на формирование мировоззрения учащихся (установки, ценностные ориентиры, убеждения);
  • Освоение способов учебно-познавательной деятельности, предусмотренных учебной программой;
  • Реализация внутри- и межпредметных связей, связь с современностью (практическая значимость изучаемых знаний)

3.

Владение методами преподавания предмета

  • Отпимальность выбора ведущего метода, рациональность сочетания других методов;
  • Эффектиивность использования учителем методов и приемов формирования хронологических, картографических знаний и умений учащихся;
  •  Формирование исторических понятий, методика изучения исторической личности,
  •  Работа с историческими источниками

 

Приложение 64

План самоанализа урока (занятия) и показатели его оценки

Показатели

1. Аргументированность постановки цели и выбора типа урока (темы занятия)

(На основании чего были  поставлены цели и определен тип урока (занятия)?)

2. Выраженность авторской педагогической идеи

(В чем проявлялась на уроке авторская педагогическая идея?)

3. Учет психолого-педагогических особенностей класса (группы) при реализации запланированного урока (занятия)

(Как учитывались психолого-педагогические особенности класса (группы) при реализации запланированного урока (занятия)?)

4. Реализация содержания урока (занятия). Обоснованность изменения содержания урока (занятия) с учетом реальной ситуации

(Насколько реализовано содержание урока (занятия)?  Удалось ли предвидеть возможные варианты изменения содержания на уроке (занятии)?)

5. Обоснованность изменения методов и форм преподавания

(В каких ситуациях пришлось изменить запланированные методы и формы преподавания и почему?)

6. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода

(Как осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход?)

7. Обоснование эффективности отобранных средств

(Насколько отобранные средства способствовали эффективности урока (занятия)? Были ли использованы дополнительные, не запланированные заранее средства?)

8. Адекватность оценки результатов деятельности учащихся на уроке (занятии)

(Насколько адекватно Вам удалось оценить результаты деятельности учащихся (обучаемых)?)

9. Адекватность оценки степени достижения целей (решения задач урока (занятия))

 (Как Вы оцениваете степень достижения целей (решения задач) урока (занятия)?)

10. Обоснование  факторов, способствовавших успешному достижению цели урока (занятия) (Как Вам удалось использовать непредвиденные ситуации для повышения эффективности обучения?)

11. Обоснование факторов, негативно сказавшихся на эффективности урока (занятия)

 (Какие ситуации, на Ваш взгляд, не получили должного решения?)

12. Определение путей развития собственной педагогической деятельности на основе анализа урока (занятия)

(Какие выводы для совершенствования дальнейшей педагогической деятельности возможно сделать на основе проведенного урока (занятия)?)

13. Достоверность и адекватность самооценки

14. Умение аргументировать свою позицию и отвечать на вопросы

</article>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.