Инструктивно-методическое письмо
«Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования
в 2024/2025 учебном году»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инструктивно-методическое письмо по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) направлено на совершенствование подходов к планированию, организации и реализации идеологической и воспитательной работы.
Организация идеологической и воспитательной работы в УОСО в 2024/2025 учебном году должна осуществляться в полном соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы.
Планирование идеологической и воспитательной работы в УОСО необходимо осуществлять с учетом:
циклограммы мероприятий по идеологической работе с трудовым коллективом на 2024/2025 учебный год (приложение 1);
календаря государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат (приложение 2);
циклограммы мероприятий воспитательной направленности, приуроченных к государственным праздникам, праздничным дням, памятным датам, профилактических мероприятий на 2024/2025 учебный год (приложение 3).
В 2024/2025 учебном году УОСО необходимо:
продолжить работу по основным направлениям воспитания;
обеспечить выполнение единых требований к порядку организации и проведению идеологической работы с трудовым коллективом;
обеспечить безусловное выполнение постановления коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 19.01.2024 № 1 «О взаимодействии учреждений образования с общественными организациями «Белорусский республиканский союз молодежи» и «Белорусская республиканская пионерская организация»; постановления коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2024 № 7.1 «О деятельности учреждений образования по профилактике суицидов»; постановления коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2024 № 7.2 «О состоянии работы по противодействию незаконному обороту наркотиков»;
активизировать взаимодействие с общественными объединениями по внедрению современных форм и методов работы с педагогическими работниками и учащимися;
повысить качество идеологической и воспитательной работы с учащимися и трудовыми коллективами, уделив особое внимание формированию государственной идеологии Республики Беларусь;
обеспечить максимальное вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность, мероприятия идеологического и воспитательного характера;
продолжить работу по популяризации среди учащихся информационных ресурсов конструктивной направленности
(«ПАТРИОТ.BY», «Молодежь Беларуси», «Белорусская республиканская пионерская организация», «Детский правовой сайт», Moladz.by и т. д.).
II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При планировании и реализации идеологической и воспитательной работы в УОСО целесообразно использовать научно-методические ресурсы государственного учреждения образования «Академия образования»:
раздел «Организация воспитания» на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/);
раздел «Методическое сопровождение воспитательной работы» (https://akademy.by/index.php/ru/metodic/metodicheskoe-soprovozhdenie).
На национальном образовательном портале (http://adu.by) в разделе «Организация воспитания» к началу 2024/2025 учебного года создана новая рубрика – «Педагогу-организатору» (https://vospitanie.adu.by/pedagogu-organizatoru.html), в которой будут размещаться рекомендации по взаимодействию с организациями БРПО, БРСМ, типовые проекты ОО «БРПО», ОО «БРСМ», методические материалы.
Электронные версии пособий по воспитательной работе для УОСО, получившие грифы «Рекомендовано научно-методическим учреждением “Национальныйинститут образования Министерства образования Республики Беларусь”», «Рекомендовано государственным учреждением образования “Академия образования”», размещены на национальном образовательном портале: https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/uchebno-metodicheskaya-literatura.html).
Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь (приложение 5), размещены на национальном образовательном портале: https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/uchebnie-programmi-fakultativnih-zanyatij.html).
Обращаем внимание, что к началу нового учебного года разработаны Методические указания по разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, которые размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-i-molodezhi?format=html.
Важной составляющей научно-методического обеспечения воспитательной работы является система повышения квалификации и переподготовки субъектов педагогических работников. Актуальная информация о перечне учебных программ повышения квалификации и переподготовки кадров образования размещена в разделе «Обучение»на сайте Академии образования (https://akademy.by/index.php/ru/).
III. ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Система идеологической работы с трудовым коллективом в УОСО должна быть направлена на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе, стимулирование активной гражданской позиции работников через укрепление патриотизма и гражданственности, чувства гордости за Республику Беларусь, воспитание чувства ответственности и дисциплины у каждого работника.
При планировании идеологической работы с трудовым коллективом в УОСО необходимо использовать Циклограмму мероприятий по идеологической работе с трудовым коллективом на 2024/2025 учебный год (приложение 1).
Основная задача идеологического актива УОСО по работе с трудовым коллективом – обеспечение вовлеченности в идеологические мероприятия всех категорий работников (каждого работника) с учетом их профессиональных и личных интересов, возраста, рационального использования времени, повышение корпоративной культуры.
В связи с этим необходимо:
обеспечитьпроведение единых дней информирования с использованием материалов единого информационного ресурса (тематического банка данных «Идеологическая работа»), размещенного в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН- ONLINE»);
организовать регулярное проведение руководством УОСО с трудовым коллективом диалоговых площадок, собраний, круглых столов, конференций, семинаров; встреч с представителями государственных органов и иных государственных организаций, депутатами Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов, делегатами Всебелорусского народного собрания, деятелями науки, культуры и др.;
организовать презентацию новых изданий, информационных материалов, аудиовизуальной и наглядно-изобразительной продукции по вопросам реализации идеологии белорусского государства;
привлекать работников с активной патриотической позицией к выступлениям по актуальным вопросам государственной политики и идеологии белорусского государства, оперативного опровержения ангажированных информационных вбросов, фейков, формирования информационной грамотности работников;
предусмотреть проведение торжественных мероприятий (собраний, концертов, выставок и др.), посвященных государственным праздникам, праздничным дням и памятным датам в Республике Беларусь, культурно-массовых и спортивно-оздоровительных (туристических экскурсий, спартакиад, фестивалей, туристических слетов и др.), профессиональных мероприятий (конкурсов «Учитель года», «Семья года УОСО» и др.);
организовать работус молодыми специалистами, в том числе, используя практику института наставничества (постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 27.01.2011 № 2 «Типовое положение о наставничестве», информационное письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерации профсоюзов Беларуси от 11.02.2022 № 4-1-12/684/01-09/23 «Об институте наставничества»), закрепив наставничество персонально приказом руководителя УОСО;
вовлекать работников в социально значимую деятельность (субботники, трудовые акции и др.).
Необходимо уделить должное внимание разработке комплекса мер по персональному материальному и нематериальному стимулированию представителей идеологической вертикали УОСО, проявивших инициативу и высокий профессионализм в работе; оказанию материальной и консультативно-психологической помощи работникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В УОСО могут применяться иные формы идеологической работы, которые позитивно воспринимаются педагогическим коллективом, вызывают положительную реакцию работников.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание
В 2024/2025 учебном году следует продолжить работу по формированию уважительного отношения учащихся к государственной символике. С этой целью необходимо обеспечить проведение торжественных мероприятий, линеек с поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь, исполнением Государственного гимна Республики Беларусь (приказ Министра образования Республики Беларусь № 368 от 25.05.2022 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию»); осуществлять постоянный контроль за состоянием уголков государственной символики в учреждениях образования.
Следует организовать проведение единых информационных часов по вопросам избирательного права Республики Беларусь. Методические материалы и матрицы единых информационных часов по данной теме размещены на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/informacionnie-i-klassnie-chasi.html).
Для формирования активной жизненной позиции учащейся молодежи, ее осознанного участия в жизни общества важно выстроить эффективную систему взаимодействия с ученическим советом, пионерской дружиной ОО «БРПО» и первичной организацией ОО «БРСМ».
В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 18.05.2024№ 219«Об участииОО«БРСМ»иОО«БРПО» в воспитательном
процессе в учреждениях общего среднего образования» необходимо обеспечить:
участие лидеров первичных организаций ОО «БРСМ» и пионерских дружин ОО «БРПО» в проведении мероприятий в рамках проектов: «Школа Активного Гражданина», «Единые уроки»;
проведение общешкольных родительских собраний с участием руководителей территориальных организаций, лидеров первичных организаций ОО «БРСМ» и пионерских дружин ОО «БРПО» (приложение 4).
В течение учебного года необходимо организовать «Школу лидера» для актива ОО «БРПО», ОО «БРСМ», лидеров ученического совета.
При организации взаимодействия с ОО «БРПО», ОО «БРСМ» следует ориентироваться на циклограмму мероприятий воспитательной направленности, приуроченных к государственным праздникам, праздничным дням, памятным датам, профилактических мероприятий на 2024/2025 учебный год (приложение 3). С информацией о мероприятиях (положениями, условиями и др.), проводимых общественными объединениями, можно ознакомиться на их официальных сайтах: «Молодежь Беларуси» (https://молодежь.бел/), «Белорусская республиканская пионерская организация» (https://brpo.by/) по мере их разработки и утверждения. В течение учебного года информация о вышеназванных акциях, конкурсах, форумах и др. также будет размещаться на национальном образовательном портале в разделе «Педагогу-организатору» (https://vospitanie.adu.by/pedagogu-organizatoru.html).
Необходимо продолжить реализацию мероприятий информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». Информационные и методические материалы для его реализации будут размещаться на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/shkola-aktivnogo-grazhdanina.html).
В октябре-ноябре 2024 года на высоком организационном уровне с максимальным охватом учащихся, широким освещением на сайтах учреждений образования и в СМИ должны быть проведены финальные мероприятия в рамках Года качества.
В 2024/2025 учебном году необходимо продолжить практику проведения единых уроков, посвященных Дню знаний (1 сентября), Дню народного единства (17 сентября), 81-й годовщине трагедии в Оле (январь), Дню Конституции (15 марта), 82-й годовщине трагедии в Хатыни (22 марта), Дню единения народов Беларуси и России (2 апреля), 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (9 мая), Дню семьи (15 мая). Информационно-методические материалы для проведения единых уроков будут размещаться в соответствующем разделе национального образовательного портала (https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/edinie-uroki-uroki-pamyati.html).
Учреждениям образования следует в пределах своей компетенции усилить работу по профилактике и предотвращению участия учащихся в запрещенных формированиях на территории Республики Беларусь,
активизировать взаимодействие с государственными органами, являющимися субъектами противодействия экстремизму. В рамках данной работы рекомендуется организовать просмотр и обсуждение с учащимися 10– 11 классов фильма-расследования ОНТ «Убойная посылка», в котором освещаются подробности спецоперации Комитета государственной безопасности по предотвращению терактов в Беларуси в преддверии празднования Дня победы (https://ont.by/news/film-ubojnaya-posylka-ont-gotovit-specrassledovanie-o-popytkah-teraktov-v-belarusi-v-preddverii-9-maya).
При организации гражданского и патриотического воспитания учащихся необходимо продолжить работу по изучению вопросов геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Ежемесячно в I– XI классах следует организовать проведение информационных часов по изучению вопросов геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием учебных пособий «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (для учащихся I– IV, V–IX, X–XI классов; составители: Толкачёв В.В. [и др.]; «Адукацыя і выхаванне», 2023). Данные пособия размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside.html).
Обращаем внимание на необходимость использования при проведении воспитательных мероприятий актуальной информации, размещенной на официальном сайте Генеральной прокуратуры (https://www.prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/).
При подготовке мероприятий по празднованию Дня народного единства рекомендуется организовать просмотр и обсуждение фильма «На другом берегу» (производство киностудии «Беларусьфильм», 2023 год).
В рамках подготовки к празднованию 80-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне необходимо:
провести классные и информационные часы «История, опаленная войной», «Мой край в годы Великой Отечественной войны»;
организовать просмотр художественных и хронико-документальных кино- и видеофильмов о Великой Отечественной войне с последующим обсуждением. При организации данной работы необходимо использовать методические материалы Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни» (https://adu.by/images/2021/04/Kinomarafon-2021.pdf). К просмотру также рекомендуется фильм «Время вернуться», основанный на реальных событиях (производство киностудии «Беларусьфильм», 2024 год);
активизировать работу учащихся по уходу и благоустройству мемориалов, памятников и воинских захоронений;
обеспечить участие учащихся в мероприятиях, представленных в Плане подготовки и проведения мероприятий по празднованию 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и
Победы советского народа в Великой Отечественной войне (https://edu.gov.by/80-letie-osvobozhdeniya-belarusi/plan.pdf);
организовать участие учащихся в конкурсах, проводимых в рамках республиканской героико-патриотической акции «Великой Победе – 80!» (https://rcek.by/respublikanskaya-geroiko-patrioticheskaya-aktsiya-velikoj-pobede-80/);
продолжить участие в ежегодной патриотической акции ОО «БРСМ» «Цветы Великой Победы», республиканской акции «Беларусь помнит».
При организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся следует обеспечить взаимодействие со структурами и подведомственными организациями министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, культуры, Госпогранкомитета, ДОСААФ, военными ветеранскими организациями; ресурсными центрами, военно-патриотическими клубами, другими заинтересованными. Вопросы взаимодействия должны быть согласованы до начала учебного года, а соответствующие совместные мероприятия внесены в план воспитательной работы учреждения образования, план работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ) на учебный год.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.06.2024 г. № 72 утверждена Инструкция о порядке проведения республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию» (https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441830). Информация о сроках проведения данного конкурса будет размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь.
Важным элементом военно-патриотического воспитания является деятельность знаменных групп. Для повышения качества данного направления работы необходимо:
обеспечить рассмотрение кандидатур членов знаменной группы на заседании педагогического совета с учетом мнения учащихся, подготовку приказа о составе знаменной группы и порядке ее подготовки;
назначить ответственным за подготовку знаменной группы руководителя ВПВ (при отсутствии у специалиста опыта военной службы, навыков строевойподготовкиему следуетобратиться за помощьюк педагогам учебных предметов «Допризывная и медицинская подготовка», «Физическая культура и здоровье», специалистам ресурсного центра по военно-патриотическому воспитанию);
обеспечить знаменную группу необходимой экипировкой: военной формой (парадной формой одежды) при наличии права ее ношения или одеждой делового стиля черно-белого цвета (нецелесообразно использовать шорты, гетры, кроссовки или иную спортивную обувь);
обеспечить соответствие Государственного флага Республики Беларусь, используемого знаменной группой, требованиям, представленным в Законе Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь»;
организовать церемонию вноса и выноса Государственного флага в специальных помещениях (в помещениях с высоким потолком, в которых нет необходимости преодолевать дополнительные промежуточные препятствия (лестницы, мостики, узкие проходы и др.).
Информационное пространство должно усиливать педагогическое воздействие по формированию уважительного отношения к своей стране и ее Вооруженным Силам. Своевременно должна обновляться информация о социально-экономическом развитии, политическом курсе, военной доктрине страны и др., мероприятиях военно-патриотической направленности, деятельностируководителя ВПВ на информационныхстендах, в тематических папках, разделах сайта учреждения образования.
В целях развития у учащихся интереса к историко-культурному наследию Беларуси, формирования чувства любви и привязанности к малой родине учреждениям образования следует:
продолжить работу по организации поисково-исследовательской, экскурсионной и туристско-краеведческой деятельности учащихся;
организовать посещение музеев каждую последнюю среду месяца (единый день бесплатного посещения музеев учащимися).
принять участие:
в республиканском конкурсе на призы Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь «Открываем Беларусь» (https://adu.by/images/2024/04/polozhenie-otkryvaem-Belarus.pdf);
в акциях и мероприятиях гражданско-патриотической и краеведческой направленности в соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.
4.2. Семейное воспитание. Взаимодействие с семьями учащихся.
В 2024/2025 учебном году необходимо продолжить работу по формированию у учащихся семейных ценностей, готовности к семейной жизни, ответственного отношения к браку, семье, развитию культуры взаимоотношений между полами, ценностного отношения к материнству и отцовству. При организации семейного воспитания с учащимися следует обратить особое внимание на правовые основы брачно-семейных отношений, супружества, ролевое поведение в семье, проявление уважения и заботы о близких и старшем поколении, приобретение навыков ведения домашнего хозяйства, бюджета семьи, создания уюта, уважение традиций, семейных ценностей и др.
При организации работы по семейному воспитанию рекомендуется использовать материалы пособий, созданных для проведения факультативных занятий «Основы семейной жизни» (IX–XI классы), авторов В.В. Мартыновой, Е.К. Погодиной. Пособия размещены на национальном образовательном портале: https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/uchebno-metodicheskaya-literatura.html.
Востребованными формами работы с семьей являются совместные мероприятия для учащихся и их родителей: просмотр и обсуждение видео- и художественных фильмов, книг, имеющих высокий воспитательный потенциал; проведение экскурсий и прогулок выходного дня, конкурсов, защиты проектов, профориентационных мероприятий и др.
В 2024/2025 учебном году должна быть продолжена реализация республиканского проекта «Родительский университет» (в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”» (https://vospitanie.adu.by/roditelskij-universitet.html). Данный проект предполагает реализацию системы занятий (родительских собраний) и консультаций с родителями, тематика и периодичность которых отражена в «Примерной программе родительского университета», разработанной В.А. Мартыновой, Е.К. Погодиной (https://www.adu.by/images/2021/12/primernaja-programma-roditelskogo-universiteta.pdf). Реализация проекта во всех УОСО является обязательной. Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта целесообразно осуществлять через активные формы деятельности. Для повышения качества реализации проекта необходимо:
разрабатывать в учреждении образования план реализации республиканского проекта «Родительский университет» на учебный год (далее – план мероприятий);
доводить план мероприятий до начала учебного года до сведения педагогов, исполняющих обязанности классных руководителей, педагога-психолога и педагога социального, родителей учащихся;
проводить мероприятия проекта в рабочие дни (вечернее время) либо в шестой школьный день по договоренности с родителями учащихся;
использовать оптимальный формат проведения мероприятий проекта – занятие с родителями одного класса, позволяющее организовать позитивную рабочую обстановку и активизировать родителей-участников;
создатьипостоянноактуализировать на сайтахучрежденийобразования вкладку (раздел) «Родительский университет», содержащую информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по темам занятий и др.;
использовать для проведения занятий методические разработки: интернет-ресурсы «Родительский университет» на сайте БГПУ имени Максима Танка (https://roduniversitet.bspu.by/) и «Родительский университет» на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/roditelskij-universitet.html);
использовать для подготовки занятий в рамках проекта «Родительский университет» пособие: «Семейное воспитание: ребенок – младший школьник»: пособие для педагогических работников учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина. – Минск: Национальный институт образования, 2023. – 176 с. –
(Родительский университет). Пособие размещено на национальном образовательном портале: https://vospitanie.adu.by/roditelskij-universitet/uchebno-metodicheskaya-literatura.html). К изданию подготовлены также пособия «Семейное воспитание – ребенок - подросток», «Семейное воспитание – ребенок - старшеклассник» (авторы В.В. Мартынова, Е.К. Погодина);
включать вопросы реализации республиканского проекта в систему самоконтроля.
4.3. Трудовое воспитание. Профориентационная работа.
Трудовое воспитание в УОСО должно быть направлено на формирование у учащихся ценностного отношения к труду, трудовых навыков, готовности и мотивации к трудовой деятельности.
В план воспитательной работы в 2024/2025 учебном году необходимо включить традиционные мероприятия по трудовому воспитанию учащихся: участие в субботниках, мероприятиях по благоустройству и озеленению территорий, прилегающих к учреждениям образования, и др. Широко используемыми в работе остаются поручения, дежурства, коллективный труд. Мероприятия профориентационного характера должны быть направлены на повышение популярности, разъяснение социальной значимости рабочих профессий, специальностей, повышение имиджа профессионального образования в обществе, формирование у учащихся осознанного выбора будущей профессии, учреждения образования для
получения профессионального образования.
Профориентационная работа должна носить практико-ориентированный характер. В работе необходимо активно использовать: профессиограммы (краткие описания профессий), организовывать экскурсии на предприятия и в учреждения профессионального образования, встречи со специалистами, просмотр учебных роликов и видеофильмов о профессиях, посещение ярмарок профессий, ярмарок вакансий и др.
С целью погружения учащихся в образовательно-профессиональную среду следует продолжить практику посещения учащимися профориентационных мероприятий в рамках «Профессиональных суббот», Дней открытых дверей, республиканской выставки «Образование и карьера» и др.
В целях оценки профессиональных склонностей и предпочтений каждого учащегося, определения его будущей сферы профессиональной деятельности и принятия осознанного решения о выборе профессии следует организовать профориентационное тестирование с использованием онлайн-платформы «ПрофиТест» (http://profitest.ripo.by/public/main).
С целью расширения кругозора учащихся об образовательно-профессиональном пространстве Республики Беларусь следует использовать справочный ресурс для поступающих Абитуриент.by (https://abiturient.by/); для знакомства с гражданско-патриотическими, волонтерскими, социально
значимыми и культурно-досуговыми проектами и мероприятиями для молодежи – сайт Республиканского молодежного центра (https://moladz.by/).
4.4. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
В новом учебном году необходимо акцентировать внимание учащихся на сохранении и укреплении здоровья, развитии навыков безопасного и самосохранного поведения через:
мероприятия по обучению навыкам безопасного поведения в дорожном движении, по формированию навыков действий в чрезвычайных ситуациях совместно с сотрудниками МЧС, ОСВОД; республиканские профилактические акции «Безопасность – в каждый дом!», «День безопасности. Внимание всем!» и др.;
спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия: республиканскую акцию «Неделя спорта и здоровья»; республиканские соревнования по подвижным играм «Вас вызывает Спортландия!»; республиканскую спартакиаду по зимнему и летнему многоборью среди молодежи допризывного и призывного возраста «Защитник Отечества»; республиканские соревнования «Снежный снайпер»;
мероприятия, направленные на формирование антинаркотического барьера, профилактику употребления психоактивных веществ и курительных смесей, в том числе с использованием информационного ресурса POMOGUT.BY (https://pomogut.by/; https://kidspomogut.by/);
профилактику интернет-зависимости, зависимости от гаджетов и иных видов зависимостей: профилактические тренинги «Буллинг: как его избежать», интерактивные занятия «Интернет-зависимость: виды и профилактика» и др.;
мероприятия по профилактике табакокурения: классные часы, тренинговые занятия по профилактике зависимостей, по ознакомлению со ст.19.9. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях о запрете курения (потребления) табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака в общественных местах;
мероприятия в рамках международных и республиканских дней здоровья (Всемирный день здоровья, Международный день борьбы с наркотиками, Международный день профилактики ВИЧ/СПИД и др.);
взаимодействие с Центрами, дружественными подросткам, по вопросам психосоматического и репродуктивного здоровья, профилактике употребления психоактивных веществ и др.
Работу с учащимися по формированию положительных установок на здоровый образ жизни необходимо строить с использованием интерактивных форм и методов, способствующих активному участию учащихся в мероприятиях данной направленности.
При организации работы в данном направлении следует использовать материалы, представленные в разделе «Здоровьесбережение в образовании» на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ru/pedagogam/zdorovesberezhenie-v-obrazovanii.html.
Рекомендуется продолжить реализацию учебных программ факультативных занятий (https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/uchebnie-programmi-fakultativnih-zanyatij.html):
«Разговор о культуре здорового питания» для V–IX классов;
«Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации» для VIII (IX, X, XI) класса и др.
4.5. Формирование правовой и информационной культуры.
С целью формирования правовой и информационной культуры учащихся, развития у них навыков ответственного поведения в сети Интернет учреждениям образования необходимо продолжить работу по организации воспитывающего информационного пространства посредством официальных сайтов, страниц, аккаунтов, групп учреждений образования в соцсетях, наполнения информационных стендов, опираясь на Комплексный план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию киберпреступлениям, профилактике их совершения, повышению цифровой грамотности населения на 2024-2025 годы от 15.11.2023:
продолжить размещение информации по предупреждению киберпреступлений, вопросам безопасного использования интернет-ресурсов; запланировать мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения в интернет-пространстве, умений грамотно работать с информацией: тематические лекции, недели «Безопасный Интернет», «Интернет – территория ответственности» и др., диспуты, беседы, круглые столы «Общение в Интернет: плюсы и минусы», «Правда или фейк: как
отличить?», «Правила общения в сети» и др.);
активизировать работу по формированию медиакомпетенций, критического мышления при использовании информационных ресурсов;
использовать информацию конструктивной направленности, размещенную на Интернет-портале «Молодежь Беларуси» (https://xn--d1acdremb9i.xn--90ais/);
использовать в работе информационные материалы сайта МВД (https://mvd.gov.by/ru/news/7021, https://mvd.gov.by/ru/news/10738), интернет-портала pomogut.by, размещенные в разделе «Безопасность детей в сети» (обучающие видеоролики, интерактивные мастер-классы и др.);
исключить случаи размещения неактуальной справочной информации, а также справочной информации, содержащей отсылки к неправительственным организациям.
При организации работы в данном направлении можно использовать информационно-справочные материалы и рекомендации по использованиюна
различных устройствах (компьютерах, мобильных телефонах, планшетах, IPTV) специальных программ, обеспечивающих возможность родителям контролировать информационные ресурсы, посещаемые детьми, время их нахождения в сети Интернет (письмо Министерство образования 06-01-14/7321/дс/ от 21.06.2024), а также методические материалы (https://disk.yandex.by/d/F03-laudj7830g).
4.6. Духовно-нравственное воспитание
В новом учебном годуследует продолжить реализацию факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для учащихся V (VI), VI (VII), VII (VIII), VIII (IX) классов учреждений общего среднего образования.
Рекомендуется продолжить практику взаимодействия с Белорусской Православной Церковью (БПЦ) по использованию потенциала традиционных идеалов и ценностей в духовно-нравственном воспитании учащихся, формировании их мировоззрения, проводить целенаправленную работу по реализации мероприятий Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2020-2025 годы, основываясь на законодательстве Республики Беларусь в данной сфере.
В рамках ознакомления учащихся с православным духовным наследием рекомендуется продолжить организацию мероприятий по православному краеведению (разработку экскурсионных образовательных маршрутов «Православие моего края», «История и православные традиции моего края», «Святыни малой родины» и др.), организовывать проектную и исследовательскую деятельность учащихся по выявлению и изучению святынь родного края.
В 2024/2025 учебном году следует продолжить работу по включению учащихся в благотворительную деятельность, в том числе волонтерское движение, содействующее формированию социальной активности и ответственности, милосердия, традиционных семейных ценностей, уважительного отношения к старшим, уважительного отношения к правам и достоинству инвалидов.
Работа ресурсных центров по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся должна вестись с учетом единых подходов и требований к данному направлению деятельности, выработанных Республиканским ресурсным центром по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. На сайте Академии образования размещен интерактивный атлас ресурсных центров: https://www.google.com/maps/d/viewer?hl=ru&mid=1SVCBQ6n7Scl2mRYdYl_q GIgb_UMAMmk&ll=54.31172399199269%2C26.16979003449392&z=5.
4.7. Экологическое воспитание
В 2024/2025 учебном году в целях экологического воспитания учащихся необходимо использовать разные виды деятельности, направленные на формирование у них ответственного отношения к окружающей среде, экологических знаний, развитие опыта экологической деятельности.
С целью вовлечения детей и подростков в деятельность по уходу за плодово-ягодными насаждениями и овощными культурами УОСО рекомендуется принять участие в республиканской благотворительной акции «Сад надежды» (https://rcek.by/respublikanskaya-blagotvoritelnaya-aktsiya-sad-nadezhdy/).
С 2018 года в Республике Беларусь реализуется образовательный проект «Зеленые школы». Учреждениям образования рекомендуется наладить системную работу по формированию экологической культуры учащихся и рассмотреть возможность подключиться к реализации данного проекта. Обращаем внимание, что на сайте Республиканского центра экологии и краеведения размещено обновленное Положение о реализации образовательного проекта «Зеленые школы» (https://drive.google.com/file/d/1oewYvCyUYRjfeYtMbJx54zuomi-fjnPw/view).
С целью формирования у учащихся проектных и исследовательских умений в естественнонаучной сфере на национальном образовательном портале размещен учебно-методический комплекс, включающий учебную программу факультативных занятий «Лик Беларуси: экология и устойчивость» для IX класса, дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей (https://www.adu.by/ru/component/content/article/fakultativnye-zanyatiya-lik-belarusi-ekologiya-i-ustojchivost-dlya-ix-klasca.html?catid=778&Itemid=101).
Учебно-методический комплекс «Экологическая безопасность и здоровье человека» для VIII–XI классов направлен на формирование экологически образованной личности с экологическим стилем мышления и включает учебную программу факультативных занятий, дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей (https://www.adu.by/ru/component/content/article/fakultativnye-zanyatiya-ekologicheskaya-bezopasnost-i-zdorove-cheloveka-dlya-viii-xi-klascov.html?catid=778&Itemid=101).
С целью привлечения внимания учащихся к ресурсосбережению, а также внесения ими посильного вклада в развитие вторичной переработки отходов УОСО следует продолжить работу по сбору макулатуры и иного вторичного сырья, отходов, элементов питания (батареек), мероприятия по сбору твердых бытовых отходов.
4.8. Экономическое воспитание
Экономическое воспитание обучающихся в новом учебном году должно быть направлено на раскрытие личностных возможностей учащихся (экономности, предприимчивости, трудолюбия, бережливости и др.), а также
на их подготовку к жизни, правильную ориентацию в происходящих экономических явлениях, адаптацию к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
С этой целью следует продолжить работу по повышению финансовой грамотности учащихся. Особое место должна занять республиканская олимпиада по финансовой грамотности среди учащихся. При подготовке к олимпиаде следует руководствоваться методическими рекомендациями, разработанными Национальным банком Республики Беларусь, содержащими описание тем заданий, рекомендуемые источники информации, примеры вопросов с ответами, задания прошлых лет (https://fingramota.by/ru/about/events/olympiadas?cookies=true).
К новому учебному году разработаны и утверждены новые учебные программы факультативных занятий (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.03.2024 г. № 29):
«Когда учиться легко. В мире финансов» для III–IV классов (https://www.adu.by/ru/component/content/article/fakultativnye-zanyatiya-kogda-uchitsya-legko-v-mire-finansov-dlya-iii-iv-klassov.html?catid=778&Itemid=101);
«Предпринимательство в действии» для X класса (https://www.adu.by/ru/component/content/article/fakultativnye-zanyatiya-predprinimatelstvo-v-dejstvii-dlya-x-klassa.html?catid=778&Itemid=101).
4.9. Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи
Данное направление деятельности осуществляется в соответствии со статьей 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании и должно быть обеспечено во всех УОСО.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20.09.2022 г. № 328 «О социально-педагогической поддержке обучающимся и оказании им психологической помощи» (далее – Инструкция) в каждом учреждении образования должны функционировать отдельные рабочие кабинеты педагога социального и педагога-психолога.
Информация о деятельности педагогасоциальногои педагога-психолога (время проведения консультаций, анонсы и отчеты о проведении мероприятий, рекомендации для педагогов, учащихся и их законных представителей и др.) должна быть размещена на официальном сайте учреждения образования и поддерживаться в актуальном состоянии.
Перечень обязательных документов педагога социального и педагога-психолога определен пунктом 14 Инструкции и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2022 г. № 450 «О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования».
Обращаем внимание, что документация педагога социального и педагога-психолога предназначена только для служебного пользования.
Выписки из нее оформляются в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», на основании подпункта 1.5 пункта 1 статьи 33 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также статьи 15 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи».
Для вновь прибывших учащихся, в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона об оказании психологической помощи, необходимо в обязательном порядке организовать получение их согласия, а также согласия законных представителей учащихся на оказание психологической помощи (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 18).
В УОСО следует:
усилить работу по профилактике суицидального поведения учащихся в соответствии с Комплексом мер по совершенствованию работы по своевременному выявлению факторов риска суицидальных действий несовершеннолетних, оказанию им надлежащей психологической помощи и (или) психиатрической помощи на 2024-2025 гг. (утв. протоколом заседания Национальной комиссии по правам ребенка от 17.01.2023 № 1), приказом Министерства образования от 29.02.2024 № 89 «О совершенствовании деятельности учреждений образования по профилактике суицидов»;
организовать проведение месячников профилактики суицидов 2 раза в год (с 10.09.2024 по 10.10.2024 и с 10.03.2025 по 10.04.2025);
в соответствии с приказом Министра Республики Беларусь от 29.02.2024 № 89 «О совершенствовании деятельности учреждений образования по профилактике суицидов» выявлять причины, способствующие появлению суицидального поведения у учащихся: семейный статус и ситуация в семье, социальный статус в группе; ситуации риска и др.;
организовать проведение семинаров, практических занятий для педагогических работников, законных представителей учащихся по вопросам своевременного распознавания маркеров суицидального риска;
проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на решение конкретных проблем личностного и социального развития учащихся с учетом результатов диагностических исследований.
С цельюпрофилактики буллинга, кибербуллинга педагогусоциальному, педагогу-психологу необходимо запланировать мероприятия по содействию в формировании благоприятной атмосферы в коллективах учащихся учреждения образования (мероприятия должны планироваться совместно с классными руководителями).
Психологическое сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также их родителей необходимо осуществлять с использованием информационно-методических материалов «Социализация и адаптация обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в учреждениях образования», размещенных на национальном образовательном портале
(https://www.adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/spetsialnoe-obrazovanie?format=html).
Необходимо активизировать работу по информированию учащихся и их родителей о «Телефонах доверия», телефонах республиканской «Детской телефонной линии» (8-801-100-1611), кабинетов психологического и (или) психотерапевтического консультирования учреждений здравоохранения (поликлиник), Республиканского центра психологической помощи (+375 17 300 1006) и др.
Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи в УОСО должны быть направлены на своевременное предупреждение возможных нарушений развития личности, межличностных отношений, развитие значимых качеств и социальных навыков учащихся, защиту их прав и законных интересов.
4.10. Профилактика преступлений и правонарушений
Важнейшими условиями эффективной профилактики преступлений и правонарушений учащихся являются воспитание у них положительных нравственных качеств, формирование здорового образа жизни и ответственного поведения, обеспечение содержательного досуга и полезной занятости, своевременное выявление и разрешение проблем.
Огромный профилактический потенциал заключается в вовлечении учащихся в каждодневный досуг, в том числе через систему дополнительного образования детей и молодежи, мероприятия воспитательной направленности. Организация деятельности объединений по интересам дает возможность проявления инициативы, активности, способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению в социальной жизни.
Необходимомаксимальноиспользоватьпотенциал выделенныхчасов на организацию работы объединений по интересам в соответствии с нормативами численности; обеспечить разработку программ объединений по интересам на основании типовых программ в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.10.2023 № 325 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи» (https://adu.by/images/2024/03/Postanovlenie_TipProgr_DopObr.pdf)
При организации образовательного процесса необходимо руководствоваться приказом Министра образования Республики Беларусь от 07.10.2022 г. № 603 «О порядке функционирования объединений по интересам»; Приложением к письму Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2024 № 06-01-14/6880/дc «Методические указания по разработке учебно-программной документации дополнительного образования детей и молодежи и организации образовательного процесса».
С целью профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних необходимо разъяснять учащимся, их законным представителям права, обязанности и ответственность, которыми они
обладают; осуществлять консультирование по правовым вопросам; оказывать содействие в определении форм трудового и жизненного устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.
Методические рекомендации по проведению тематических родительских собраний по информированию о признаках употребления либо распространения наркотиков, современных способах вовлечения учащихся в наркооборот, мерах уголовной ответственности и др. размещены на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-obuchauschihsya.html).
В профилактической работе следует активно использовать метод «равный обучает равного», организовывать участие учащихся в волонтерских образовательных программах совместно с ОО «БРСМ», ОО «БРПО», Белорусской Православной Церковью и др.
Работу в учреждениях образования совета профилактики необходимо организовывать в соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (https://edu.gov.by/molodezhnaya-politika/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsiya/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/).
Обращаем внимание, что в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. №22 «Опризнании детей находящимися в социально опасном положении» внесены изменения (показатели социально опасного положения)1.
При организации индивидуальной профилактической работы с учащимися необходиморуководствоваться «Методическими рекомендациями по организации в учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися» (https://www.adu.by/images/2024/05/23/Metod-rekomend-profilakt-rabota-2024.pdf).
На официальных сайтах учреждений образования следует разместить ссылку на раздел «Молодежь против наркотиков» государственного информационного ресурса «Молодежь Беларуси», где публикуются информационные материалы, видеоролики, направленные на профилактику незаконного оборота наркотиков и ориентированные на молодежную аудиторию: https://xn--d1acdremb9i.xn--90ais/informatsiya-po-vazhnym-voprosam/uchashcheysya-i-studencheskoy-molodyezhi/molodyezh-protiv-narkotikov/?ysclid=lwelg97u5e288187294.
С целью профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков педагогическим работникам учреждений образования следует
1 Постановление Совета Министров Республики Беларусь №856 от 01.12.2023 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22».
подписаться на канал «STOP наркотик! (Республика Беларусь)», созданный в мессенджере Telegramдля своевременного информирования обучающихся, их законных представителей (https://t.me/s/stop_drug_by).
Следует активизировать профилактическую работу с учащимися в каникулярный период, в том числе через акции «Инфобус – жизнь без наркотиков», «Правильное лето», «ПроЗдоровье», проводимые при взаимодействии со специалистами МВД, здравоохранения, МЧС, прокуратуры.
Особое внимание следует уделить временной трудовой занятости учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, в свободное от учебы время.
Для повышения эффективности профилактической работы в сфере незаконного оборота наркотиков в УОСО необходимо:
реализовывать активную антинаркотическую профилактику, используя популярные у подростков и молодежи социальные сети и мессенджеры;
системно проводить мероприятия, направленные на информирование обучающихся об ответственности и последствиях их вовлечения в незаконный оборот наркотиков;
организовать посещение учащимися региональных антинаркотических площадок (центров профилактики), посвященных негативным социальным и медицинским последствиям наркомании и борьбе с распространением наркотиков.
Вопросы качества организации профилактической работы с учащимися должны ежегодно рассматриваться на педагогических советах, совещаниях при директоре, заместителе директора по воспитательной работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАЛЕНДАРЬ государственных праздников,
праздничных дней, памятных и праздничных дат
I. Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ День Конституции – 15 марта;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля; День Победы – 9 мая;
День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля; День народного единства – 17 сентября.
ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ Новый год – 1 и 2 января;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;
День женщин – 8 марта; Праздник труда – 1 мая;
День Октябрьской революции – 7 ноября.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРОЧИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ День спасателя – 19 января;
День белорусской науки – последнее воскресенье января; День печати – 5 мая;
День семьи – 15 мая;
День пионерской дружбы – 19 мая;
День молодежи и студенчества – последнее воскресенье июня; День знаний – 1 сентября;
День белорусской письменности – первое воскресенье сентября; День библиотек – 15 сентября;
День пожилых людей – 1 октября;
День учителя – первое воскресенье октября; День матери – 14 октября;
День отца – 21 октября;
День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря; День белорусского кино – 17 декабря.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;
День чернобыльской трагедии – 26 апреля;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа – 22 июня.
II. Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями)
Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января; День юного героя-антифашиста – 8 февраля;
Международный день родного языка – 21 февраля;
Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков – 1 марта;
Всемирный день дикой природы – 3 марта; Всемирный день поэзии – 21 марта; Международный день лесов – 21 марта; Всемирный день водных ресурсов – 22 марта; Всемирный день театра – 27 марта; Международный день детской книги – 2 апреля;
Международный день спорта на благо развития и мира – 6 апреля; Всемирный день здоровья – 7 апреля;
Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля; Международный день полета человека в космос – 12 апреля; Международный день памятников и исторических мест – 18 апреля; Международный день Земли – 22 апреля;
Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля; Всемирный день охраны труда – 28 апреля; Международный день музеев – 18 мая;
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 мая;
Международный день биологического разнообразия – 22 мая; Всемирный день без табака – 31 мая;
Международный день защиты детей – 1 июня; Всемирный день окружающей среды – 5 июня; День юннатского движения – 15 июня;
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;
Международный день дружбы – 30 июля;
Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля; Международный день молодежи – 12 августа; Международный день благотворительности – 5 сентября; Международный день грамотности – 8 сентября; Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября; Международный день мира – 21 сентября;
Всемирный день туризма – 27 сентября; Международный день пожилых людей – 1 октября;
Международный день музыки – 1 октября; Всемирный день защиты животных – 4 октября; Всемирный день учителей – 5 октября;
День Организации Объединенных Наций – 24 октября; Международный день школьных библиотек – четвертый понедельник
октября;
Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября; Международный день энергосбережения – 11 ноября; Всемирный день ребенка – 20 ноября;
Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря; Международный день инвалидов – 3 декабря;
Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;
День прав человека – 10 декабря.
III. Юбилейные даты, которые будут отмечаться в 2024/2025 учебном году
22 октября – 80 лет со дня открытия Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны;
30 ноября – 125 лет со дня рождения Михася Лынькова, писателя и литературоведа (1899-1975);
21 декабря – 90 лет со дня рождения Ивана Чигринова, писателя, переводчика, публициста, драматурга (1934-1996);
16 февраля — 100 лет со дня рождения Ивана Науменко, писателя, литературоведа (1925-2006);
24 февраля – 90 лет со дня рождения Рыгора Бородулина, народного поэта Беларуси (1935-2014);
21 марта – 185 лет со дня рождения Франциска Богушевича, писателя, публициста, переводчика (1840-1900);
9 мая – 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне.